Давайте прогуляемся по нашей василеостровской Сорбонне – посмотрим, откуда берет начало российская наука.
Зоологический музей и Кунсткамера.
Начнем путешествие с Университетской набережной, от дома №1, известного всем как Зоологический музей. Расположен он в здании южного крыла пакгауза, о котором уже шла речь в статье о Стрелке Васильевского острова.
На самом деле Российская наука начиналась когда-то именно на этом месте.
Здесь в петровские времена стоял дворец императрицы Прасковьи Федоровны, жены Иоанна Алексеевича, брата Петра Первого, тоже именовавшегося императором. Но пожить в этом дворце императрица не успела, скончалась в 1723 году.
После ее смерти здание было передано Российской Академии наук, именно здесь проходили собрания Академии, работали физические и химические лаборатории. В этом здании большую часть своей жизни провел Михаил Васильевич Ломоносов.
В 1820 году здание пришло в ветхость, было решено его снести. И на его месте было построено здание южного пакгауза.
В настоящее время в этом здании работает Зоологический институт Российской Академии наук, а Зоологический музей – его филиал.
В 1697-98 годах Петр Первый, путешествуя инкогнито с российским посольством под именем бомбардира Петра Михайлова, с увлечением скупал во всех странах Европы целые коллекции удивительных вещей: скелеты и чучела неведомых зверей, склянки с анатомическими препаратами, предметы быта из экзотических стран. Был в этом и ребяческий азарт, и присущая Петру жажда познания, и удивительная государственная дальновидность. Чтобы пробудить в целом народе, целые столетия жившим за высоким забором ортодоксального православия, интерес к науке, необходимо было начать с сильных впечатлений: с восторга, ужаса, смеха.
Коллекцию, «государев Кабинет», Петр перевез в Санкт-Петербург, как только начались строиться первые здания. Поначалу, в 1714 году, она расположена была в служебном помещении Летнего дворца. Но скоро места для нее стало мало. Петр продолжал пополнять ее образцами со всего света. Великолепный подарок готторпского посольства, уникальный трехметровый глобус, потребовал для себя отдельного помещения.
Так было решено строить Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры.
Проект был разработан архитектором Маттарнови. Заложено здание было в 1718 году. Строилось долго. Руководство строительством переходило от одного архитектора к другому. В 1725 году Петр Первый умер, так и не увидев свой замысел осуществленным. В 1726 году коллекция была наконец перенесена из Кикиных палат в недостроенное здание. Отделка здания длилась почти до конца 18 века.
Здание состоит из двух трехэтажных корпусов, соединенных высокой башней. Поначалу коллекция Кунсткамеры располагалась в восточном корпусе. В центральной части был размещен анатомический театр, готторпский глобус и на самом верхнем ярусе обсерватория. А западное крыло занимала Академия наук с постоянно пополняющейся библиотекой.
В настоящее время Кунсткамера – Музей Антропологии и Этнографии РАН им.М.В.Ломоносова – занимает все здание целиком.
Академия наук и Университет.
Продолжаем путешествие по Университетской набережной. Дом 5 в наше время – это главное здание Академии наук.
Когда проектировалось здание Кунсткамеры, было решено создать композицию из трех корпусов. Центральным предполагалось здание Кунсткамеры, восточный корпус – уже существующий дворец Прасковьи Федоровны, а западный корпус должен был стать точной его копией.
Но этот красивый проект осуществлен не был. Строительство Кунсткамеры затянулось. Лишь в 1783 году Академия наук закрепила за собой западный участок. Проект нового здания Академии был создан Джакомо Кваренги. И осуществлен довольно быстро.
В 1787 году уже приступили к отделочным работам. Немного позже был построен флигель позади здания. Растущая и развивающаяся российская наука нуждалась в новых площадях. Еще шла отделка здания, но уже работала канцелярия, книжные лавки, инструментальные и литейные мастерские.
В течение 19 и 20 века в этом здании размещались все новые и новые открывающиеся институты и направления, вытесняя друг друга. Помещалась здесь и Библиотека Академии наук, и физико-математический институт, и институт языкознания и мышления, и институт теоретической астрономии.
В настоящее время в этом здании находится административно-хозяйственное управление петербургских академических институтов, издательство «Наука» и НИИ истории естествознания и техники.
Теперь давайте свернем на Менделеевскую линию, поклонимся памятнику М.В.Ломоносову, сделаем еще десяток шагов и здесь остановимся. Слева от нас здание Двенадцати коллегий, нынешний Санкт-Петербургский государственный университет.
Расположено здание довольно странно: торцом к набережной, лицом к Менделеевской линии. По этому поводу есть легенда, что таким нелепым образом его велел поставить А.Д.Меншиков, чтобы выгадать место на набережной для собственного дворца. Но это только курьезное предание.
На самом деле такое расположение здания осталось от первоначальных проектов застройки Стрелки. Уж такой внезапный и непредсказуемый был этот 18 век! Планы менялись на бегу, в процессе работы.
Помните, мы говорили о том, что Васильевский остров должен был стать островом каналов. Улицы Васильевского, называемые линии, это когда-то спроектированные каналы. И первой из этих линий должна была быть нынешняя Менделеевская.
На этой картине неизвестного автора невоплощенный проект – канал перед зданием Коллегий. И фасад здания выходит на этот канал.
Потом было решено, что на Стрелке Васильевского будет огромная площадь в форме трапеции, и здание Двенадцати коллегий, как главное государственное здание, будет в глубине этой площади.
Но появилось в 19 веке сначала здание Биржи. Потом уже в ХХ, прямо перед Коллегиями было построено здание Клинического повивального института. В настоящее время это НИИ Гинекологии и акушерства им.Отто. Или родильный дом №1.
Двенадцать коллегий со смертью Петра Первого потеряли свое государственное значение. Часть министерств перекочевало на Адмиралтейский остров. Часть оставалась в этом здании до 1830 года, когда оно было передано Санкт-Петербургскому университету. В 1805 году в этих стенах начал работать первый в России учительский институт.
В 1819 году произошло великое событие в жизни России. Император Александр I подписал указ о создании государственного университета. Предполагалось три факультета: физико-математический, историко-филологический и философско-юридический.
В 1834-1838 годах по проекту А.Ф.Щедрина была произведена реконструкция здания. Появилась парадная лестница, белоколонный актовый зал и знаменитый бесконечный университетский коридор!
В настоящее время в этом здании располагается административно-хозяйственная часть Университета, научная библиотека, издательство , геологический и биолого-почвенный факультеты.
Мы все еще идем по Менделеевской линии, названной так в честь русского ученого химика Д.И.Менделеева, который жил на первом этаже университетского здания и читал в Университете лекции.
Сейчас слева от нас все тянется и тянется здание Университета – Двенадцати коллегий. А справа остался позади НИИ Гинекологии и Акушерства.
Мы переходим через Биржевой проезд и идем мимо желтого трехэтажного здания с открытой галереей по периметру. Очень напоминает это здание Гостиный двор на Невском. Но минутку терпения. Сейчас дойдем до конца Двенадцати коллегий, выйдем на площадь Сахарова и здесь остановимся.
Итак, мы на площади. Можно остановиться и повнимательнее рассмотреть здание, похожее на Гостиный двор. На самом деле это и есть «новый» гостиный двор, а ныне Исторический факультет СПБгу.
В 20-30 горах 18 века эта часть Стрелки по проекту Доменико Трезини принадлежала Старому Гостиному двору, его огромным лавкам и пакгаузам. Если мы, дойдя до самого конца Менделеевской линии, посмотрим направо, то увидим маленькую Тифлисскую улицу, которая тянется всего-то до конца Истфака. Дом №1 по Тифлисской улице – это то, что осталось от Старого Гостиного двора на Стрелке. Здесь сейчас одно из помещений книгохранилища Библиотеки Академии наук.
К концу 18 века здания Старого Гостиного двора обветшали. В это время архитектор Доменико Трезини планирует застройку Стрелки зданием Новой биржи и Нового Гостиного двора. Проект здания Биржи не удовлетворил Павла I, а здание гостиного двора начало строиться. Но дело двигалось очень медленно, надолго приостанавливалось. А когда наконец к 1815 году здание было построено, то надобность в нем, как в торговой площади, пропала. Построенное Тома де Томоном здание Новой Биржи и пакгаузы полностью взяли на себя эту функцию.
Долгое время здание использовалось только под склады. Наконец, в 30 годах ХХ века здание было передано Ленинградскому государственному университету.
В 1936 году здание было перестроено. Появился третий этаж, вестибюль, парадная лестница, амфитеатр.
В настоящее время здесь работает Исторический и Философский факультеты .
Посмотрите на эту арочную галерею по периметру Исторического факультета.
Любимое место советских кинематографистов! Сколько исторических фильмов снималось под этими сводами!
Вернемся на площадь Сахарова. Название эта площадь получила в постсоветское время. Теперь в ее центре памятник академику А.Д.Сахарову, на мой взгляд, очень выразительный.
Прямо на площадь выходит срезанный угол огромного здания. Это Библиотека Российской Академии наук.
Это старейшая библиотека России, одна из крупнейших библиотек мира, третья по объему в нашей стране после Ленинской в Москве и Публички в Питере.
Дата ее рождения – сентябрь 1714 года. К этому времени относится указ Петра о собрании всех рукописных и печатных книг из московского Кремля, Аптекарского приказа и ряда монастырей. А также присылать сюда по экземпляру каждого издания Российской Академии. В течение всего 18 века Библиотека пополнялась собраниями историков и библиофилов России. В дальнейшем и по сей день в Библиотеку РАН поступает экзепляр КАЖДОГО издания России.
С 1718 по 1728 год Библиотека располагалась в Кикиных палатах. В 1728 году была перевезена в еще недостроенное здание Кунсткамеры.
В 1901 году произошла первая страшная катастрофа. Пожар в Кунсткамере уничтожил более тысячи книг. Тогда было принято решение строить для Библиотеки новое здание.
В 1914 году новая Библиотека была построена. Но началась Первая мировая война, и здание передали военному ведомству. Здесь разместился эвакуационный госпиталь.
Только в 1925 году Библиотека наконец смогла отпраздновать новоселье.
Еще одну катастрофу пришлось пережить БАН в 1988 году. И опять пожар, который был отмечен высшей категорией сложности. В огне сгорели собрания книг 18 века, почти весь газетный фонд. К счастью, не пострадали уникальные коллекции редких и рукописных книг.
Реставрация пострадавших книг идет до сих пор.
Пока мы еще на площади, можно заглянуть на Биржевую линию. Вся ее левая сторона застроена доходными домами, принадлежавшими купцу П.Е.Елисееву и его наследникам. С 1820 –х годов этот известный в России торговец скупал землю в этой части Васильевского острова. Здесь же в Биржевом и Волховском переулках были его винные склады. В настоящее время в домах 12-14 по Биржевой линии находится Институт точной механики и оптики.
Набережная Макарова
Ну что же, близок конец нашей прогулки. Не устали?
Идем по Тифлисской улице до конца Исторического факультета. Улица упирается в западную часть северного пакгауза. Все огромное здание пакгауза занято двумя академическими институтами. Это Институт геологии и геохронологии докембрия и Институт химии силикатов, где сейчас ведутся исследования и разработки проектов в области нанотехологий. Раньше в этом же здании был еще и академический Институт высокомолекулярных соединений.
В той части здания, куда упирается Тифлисская улица, располагается Музей почвоведения РАН.
А мы поворачиваем налево к Малой Неве, к Набережной Адмирала Макарова.
Слева от нас очень красивое здание. Оно сравнительно новое, построено в 1901 году архитектором К.К.Тарасовым для Главного управления неокладных сборов на месте старого гостиного двора постройки 18 века. Постройка в стиле неоклассицизма прекрасно вписалась в ансамбль Стрелки.
В настоящее время в этом здании работают два академических института. Со стороны Тифлисской улицы Институт физиологии им. И.П.Павлова. Здесь же факультет психологии Петербургского университета. Со стороны набережной Макарова Гидрометеорологический институт.
Теперь посмотрим направо. Перед нами бывшее здание петербургской портовой таможни, построенное по проекту И.Ф.Лукини в 1829-32 годах. Той самой таможни, которой принадлежат северный и южный пакгаузы.
С 1927 года здесь работает Институт русской литературы Академии наук, или Пушкинский Дом.
В 1899 года Россия готовилась отметить столетий со дня рождения А.С.Пушкина. При Академии наук была создана Комиссия. Первоначальным проектом комиссии был памятник великому русскому поэту, но появлялись все новые и новые идеи. Наконец, созрело решение создать музей. В 1907 году Николай Второй утверждает проект академика Б.Л.Модзалевского «Положение о Пушкинском доме». Но еще в апреле 1906 года на приобретение библиотеки Пушкина были выделены правительственные средства. Это было началом огромного собрания музея. Он пополнялся библиотеками, собраниями рукописей, предметов. Постепенно музей пополнили коллекции книг и рукописей других великих русских писателей.
С 1995 года Пушкинский дом входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия.
Ну вот и закончена наша прогулка. Давайте выйдем на Малую Неву и спустимся по гранитным ступенькам. Этот великолепный спуск с лежащими львами был создан в 1805 году архитектором И.В.Рогинским. Здесь присядьте и отдохните, глядя на невские воды. Рядом с питерскими львами замечательно отдыхается.
Сегодня я приглашаю вас прогуляться по Васильевскому острову вдоль Большой Невы. Дорога предстоит дальняя: от Университета самого конца набережной – 23 линии.
Усадьба Меншикова
У главного здания Университета, бывших Двенадцати коллегий, мы уже постояли на прошлой прогулке. Сделаем несколько шагов дальше. Перед нами двухэтажное здание филологического факультета СПБгу.
Это бывший дворец Петра Второго, внука Петра Великого.
Александр Данилович Меншиков, правая рука великого императора, получил в подарок за верную службу огромную территорию под усадьбу. Она тянулась от Двенадцати Коллегий до нынешней Кадетской линии и от Большой Невы до Малой через весь остров. На набережной был построен дворец Меншикова – первое здание на Васильевском острове, рядом флигеля, хозяйственные постройки. Дальше на север парки, бани , собственная хлебопекарня, медоварня и кузница.
А рядом с дворцом Меншикова началась постройка усадьбы для Петра Второго, будущего зятя Меншикова. Планам этим было не суждено осуществиться. После смерти Петра Первого, а чуть позже Екатерины Первой, Меншиков попал под опалу, был лишен всех прав и состояния и отправлен в ссылку в Березов вместе с семьей. Петр Второй так и не дождался своего дворца, умер в 1730 году. А вся территория бывшей усадьбы Меншикова по Большой Неве была передана в 30-х годах 18 века только что сформированному Анной Иоанновной Кадетскому корпусу.
Конечно, от дворца Петра второго в здании нынешнего филфака остался только фасад. Все, что составляло внутреннее убранство, было утрачено еще в 18 веке. Здание много раз перестраивалось под нужды растущего кадетского корпуса, во дворе без конца ломались старые пристройки и возводились новые. Еще в 70-х годах 20 века филфак был в ужасающем состоянии. Во дворе лежали груды исторического строительного мусора, стояли голые темно-кирпичные стены, на которых практиковался кружок альпинистов. Флигель во дворе, тоже занятый под аудитории, был вообще опасным для жизни местом: кое-где проваливался пол, падали куски штукатурки и кирпича.
За постсоветские годы задворки филфака обрели новую жизнь! Посмотрите сколько фантазии и удивительно яркой, чисто филфаковской иронии вложено в декор этого маленького сквера.
Маленькая улочка, в советское время закрытая страшненькими деревянными воротами, теперь украсилась красивой решеткой и получила название Филфаковской линии. За ней здание, специально построенное для Кадетского корпуса . Оно, как и здание Двенадцати коллегий, тоже стоит торцом к Неве, но маскируется красивым фасадом. Это манеж, здесь проходили занятия по верховой езде.
И вот перед нами тот самый дворец Меншикова. Здесь шли многолетние реставрационные работы. Дом в самом прямом смысле доставали из-под земли. За два века дворец опустился так глубоко , что весь первый этаж был почти скрыт.
Когда-то этот дворец Петр Первый называл «посольским приказом». Сам-то он любил маленькие уютные домики, совершенно не предназначенные для больших праздников. А вот дворец Меншикова как раз и служил для торжественных царских приемов. Здесь в свое время праздновались свадьбы сына Петра, царевича Алексея, а позже племянницы императора Анны Иоанновны.
В настоящее время в этих стенах расположена эрмитажная коллекция истории и культуры России петровского времени.
А сейчас подходим к самому главному зданию Кадетского корпуса. Он тоже стоит торцом к Неве и обращен фасадом на восток, на Кадетскую линию.
В 1732 году по указу императрицы Анны Иоанновны в России был создан Кадетский корпус – первое дворянское военное учебное заведение. Расположился Корпус во дворце Меншикова, к тому времени уже скончавшегося. Для этого здание пришлось сразу перестроить, возвести необходимые пристройки. Скоро в этом здании стало тесно, и было принято решение о постройке новых учебных и жилых помещений. Проект был создан Доменико Трезини.
Теперь Кадетскому корпусу принадлежала огромная территория со всеми необходимыми пристройками, манежем, лазаретом и даже специальным помещением для игры в мяч.
Вниманию российских болельщиков! Это родина российского футбола! Здесь в 1898 году состоялся первый в России футбольный матч.
Выпускники корпуса получали блестящее для своего времени образование. Именно в этих стенах родилось Общество любителей российской словесности, в которое позже влились выпускники Лицея. С этого начался Золотой век русской литературы. Именно в этих стенах родился первый любительский театр.
В конце 18 века диретором Кадетского корпуса был Михаил Илларионович Кутузов.
Академия Художеств
Мы с вами остановились на углу Университетской набережной и Кадетской линии. Продолжим путешествие.
Переходим Кадетскую линию и входим в изящные чугунные ворота Румянцевского сада.
На этом месте до середины 19 века был огромный пустырь – плац для военных учений Кадетского корпуса.
Это еще одно историческое место России. Здесь в 1803 году, на плацу Кадетского корпуса, родилось российское воздухоплавание. Был запущен в небо воздушный шар с пассажиром, французом Жаком Гарнареном. Полет прошел удачно. Шар опустился на землю возле Малой Охты – сейчас это в Красногвардейском районе Петербурга.
К 50 годам плац уже практически не использовался по назначению. В середине 60-х годов купец 1 гильдии С.Ф.Соловьев, который владел несколькими домами по 1 и 3 линиях, сделал Санкт-Петербургу подарок. На собственные средства создал здесь общественный сад с дорожками, цветниками, фонтанами и узорной решеткой. Благодарные василеостровцы послали прошение на высочайшее имя, чтобы дать саду имя создателя – Соловьева. Но городские власти не сочли это возможным. Но работу купца Соловьева отметили. По указу императора Александра Второго в самый центр сада перенесли с Марсова поля обелиск в честь великого полководца 18 века Румянцева. Так сад получил имя «Румянцевский».
И сразу стал любимым местом сначала василеостровцев, а потом и всей городской интеллигенции, бывших студентов Университета. Здесь проходили концерты под открытым небом, поэтические вечера. Здесь читал свои стихи Александр Блок.
Уже в ХХ веке сад был украшен бюстами Репина и Сурикова.
И вот мы подошли к стенам Академии художеств.
Создание ее завещал потомкам еще Петр Великий. Незадолго до смерти он издал указ об учреждении академии, в которой обучались бы наукам, языкам и художествам. Академия наук была создана, а при ней – отделение художеств. Но деятельность этого отделения ограничилась граверо-рисовальной школой.
Граф И.И.Шувалов, фаворит Елизаветы, создав Московский университет, предложил императрице открыть при этом университете академию трех художеств: живописи, ваяния и зодчества. Идея Елизавете понравилась, но Академию было решено учредить в Санкт-Петербурге.
Первое время она располагалась в особняке Шувалова на Садовой и существовала почти полностью на средства графа. Именно он пригласил из Франции и Германии преподавателей и этим поднял авторитет созданного им учебного заведения. Успехи учеников и растущая популярность заставили императрицу подумать об отдельном здании. Спроектировано оно было архитекторами А.Ф.Кокориновым и Ж.Б.Валлен-Деламотом. К 1788 году здание было построено. Отделка его шла еще двадцать лет.
За эти годы граф Шувалов впал в немилость. А у новой государыни Екатерины II появился старательный сподвижник И.И.Бецкой, который как будто по наследству принял на себя патронаж Академии. Но руководством ему заниматься было неинтересно, и долгое время дела учебного заведения были в запустении.
В 1800 году барон-меценат А.С.Строганов принял директорский пост. С этого начался расцвет Академии. Обновился преподавательский состав, открылись новые отделения и классы. Впервые в России на обучение начали принимать и крепостных.
В стенах Академии выросла уникальная российская художественная школа живописи с ее строгим вкусом, утонченным психологизмом и открытостью для новых форм и направлений.
В настоящее время Академия носит название Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина.
А на набережной Большой Невы перед Академией художеств лежат древние чудовища – сфинксы.
3,5 тысячи лет назад правил Верхним и Нижним Египтом фараон Аменхотеп Третий. Это мы сейчас коротко называем его Аменхотеп, а в Древнем Египте не жалели ни сил, ни времени, чтобы величать фараона полным именем: «Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп – властитель Фив, образ Ра перед обеими Землями. Гор – добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».
Вот как нужно к правителям обращаться, а не просто – Владимир Владимирович.
Когда великий фараон скончался, тело его было упокоено в храме в Фивах. А у входа в храм установили каменные изваяния сфинксов – львов с человеческими ликами.
За три с половиной тысячи лет многое в мире изменилось. После падения Древнего Египта многие храмы подверглись разграблению.
В 1830 году камергер А.Н.Муравьев отправился в паломничество по святым местам. И в Александрии он увидел сфинксов, выставленных на продажу. Потрясенный грандиозными памятниками древности, он тут же отправил письмо в посольство с предложением купить сфинксов для России. Письмо было перенаправлено Николаю Первому. А тот передал письмо в Академию художеств. Пока письмо переходило из рук в руки и принималось решение, англичанин, владелец сфинксов, уже успел продать их во Францию. Но помешала французская революция 1830 года. Сделка была отменена, и сфинксы достались России.
В 1832 году они прибыли в Санкт-Петербург, и еще два года, пока строилась гранитная набережная у Академии художеств, ждали своей участи во дворе. И наконец, с 1834 года они украшают собою Университетскую набережную.
В 1912 г. Академик В.В.Струве перевел надписи на подножиях сфинксов. Оказалось, что эти надписи – полное имя фараона Аменхотепа, которым мы с вами сегодня его уже поприветствовали.
Мы с вами сделали еще несколько шагов и вышли на площадь Трезини. Сюда выходит мост Лейтенанта Шмидта с Адмиралтейского острова. Здесь встречаются две набережные. Университетская, от самой Стрелки, – и набережная Лейтенанта Шмидта до самой 23 линии Васильевского острова, до Горного института.
Здесь я предлагаю остановиться и оглянуться вокруг. Мне вдруг захотелось покаяться. И желание это возникло только что, пока мы с вами гуляли по Стрелке.
К наследию Доменико Трезини у меня отношение было до сих пор пренебрежительное. Только Петропавловская крепость радует глаз. А остальное!.. По сравнению с затейливо-кудрявым Зимним дворцом Бартоломео Растрелли здания Трезини скромны и скучны. По сравнению со стройными колонными дворцами Карло Росси – тяжелы и приземисты. По сравнению с грандиозными соборами Монферрана и Воронихина – мелки. А с удивительной солнечной Биржей Тома де Томона и сравнивать-то не хочется.
Вот, скажем, Летний дворец Петра Первого! Разве это дворец?
Но пока мы с вами бродили по линиям и улочкам Стрелки, я вдруг осознала, что весь петровский Петербург сотворен руками одного человека – Доменико Андреа Трезини.
Родился он около 1670 года близ итальянского города Лугано. В 1703 году он, молодой, почти ровесник Петра, приезжает в дикую, холодную Россию, навсегда оставив в Италии молодую жену!
Зачем?
Здесь в России он станет родным. Здесь у него появится новая семья. Здесь родятся его дети.
Здесь в России его будут называть по имени-отчеству Андрей Якимович. Или Андрей Петрович. Почему Петрович? В честь Петра Первого?
Удивительным образом сверхличность Петра притянула в Россию ему подобных. Таких же неукротимых мечтателей – творцов! Именно благодаря им произошло невозможное – из небытия, из дикой темной Московии явилась сильная и одухотворенная Россия.
В эпоху Петра Доменико Трезини был ЕДИНСТВЕННЫМ архитектором, который отважился на такую авантюру – строить город с нуля, на болоте, среди леса. Все постройки петровского времени на Адмиралтейском и Васильевском островах созданы им от начала и до конца, от проекта до заселения. И построены практически его руками. Много позже появились у Трезини ученики и надежные помощники. А по началу руководство строительством было только на нем – в дождь, и грязь, и в мороз, и в наводнения.
В первое время Доменико Трезини жил в скромном домике в Греческой слободе на Миллионной улице. Это сейчас исторический центр Питера, вплотную к Зимнему дворцу, а в первое десятилетие 18 века это были задворки. В 1721 году Петр награждает своего архитектора земельным участком на Васильевском острове выделяет средства для строительства собственного дома.
К сожалению, здание это перестраивалось столько раз, что от первоначального облика ничего и не осталось. После смерти Трезини оно долго переходило из рук в руки, но из памяти не исчезло. Не так давно здание было переоборудовано в очередной раз в отель «Дворец Трезини», а на площади перед ним появился памятник нашему родному питерскому архитектору.
Удивительный памятник! Сколько ласкового, чисто питерского юмора в горделивой позе Трезини, в выражении лица, в его любовании делом рук своих.
Дом Академиков.
Перед нами дом №1 по набережной Лейтенанта Шмидта.
Видите, на первом этаже между окнами какие-то темные прямоугольники? Знаете, что это? Мемориальные доски! Это знаменитый Дом Академиков.
Появился он в Санкт-Петербурге одновременно с Академией наук. В 1750 годах Доменико Трезини застраивал набережную типовыми жилыми домами по собственным проектам. Два стоящих рядом дома в конце 50-х годов объединили в один и предоставили приглашаемым в Санкт-Петербург ученым. Дом стал филиалом Академии наук. Здесь появилась своя типография и анатомический театр.
Одним из первых жильцов дома стал гениальный инженер-самоучка Иван Кулибин. Так наградила Екатерина Вторая мастера за его подарок: часы величиной с гусиное яйцо с дивным механизмом – движущимися фигурками.
В 1793-94 годах во дворе дома был построен флигель, где разместилась академическая гимназия.
В начале 19 века здание перестроили, украсив вход портиком с колоннами.
Я не буду перечислять здесь все 29 великих имен, запечатленных на мемориальных досках. Вот лишь некоторые: П.Л.Чебышев, Я.К.Грот, В.И.Вернадский, И.П.Павлов.
Рядом с Домом Академиков Высшее военно-морское инженерное училище им.Фрунзе – бывший морской кадетский корпус. Перед ним на набережной памятник адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну, первому российскому мореплавателю, обошедшему на корабле весь земной шар!
Авторы памятника – архитектор И.А.Монигетти и скульптор И.Н.Шредер. Установлен памятник в 1873 году.
Очень живой, человечный этот памятник. Как бы вы изобразили человека, совершившего кругосветное плавание? С каким-нибудь флагом? С подзорной трубой? С руками, лежащими на штурвале? Мне бы ничего другого в голову не пришло.
А великий русский мореплаватель задумчиво смотрит перед собой, скрестив руки на груди – устал, тяжелый путь позади. Рядом с памятником пристань, и мачты кораблей как будто продолжение композиции. Задумчиво рассматривает корабли адмирал с высоты своего постамента: а взял бы я их в свою эскадру?
До сих пор мы двигались вдоль Большой Невы очень медленно, надолго останавливались возле каждого здания. Теперь настало время подвигаться. Помолчали рядом с усталым Иваном Федоровичем Крузештерном – и дальше бодрой рысцой от 9 линии Васильевского острова до 15-й .
Храм Успения и Горный университет.
Перед нами Успенский храм подворья Оптиной Пустыни. В 1721 году Петр Первый особым указом повелел разместить на Васильевском острове подворье Троице-Сергиева монастыря. Для этой цели был куплен дом князей Нарышкиных с ежегодной оплатой в рассрочку. Но до конца расплатиться монастырю не удалось, время было трудное, денег не хватало.
В 1726 году Анна Иоанновна высочайшим Указом передала здание Псковской епархии. Так дом Нарышкиных начинает менять хозяев. Владел им и Синод, и подворье Киево-Печерского монастыря, всем оказывалось содержание подворья на Васильевском острове не по карману.
В 1875 году этот участок земли был выставлен на продажу. Само здание и церковь обветшали, многие помещения требовали перестройки. Помещение для молящихся было тесным и душным. Это делало подворье совершенно непопулярным среди прихожан.
В 1886 г первенствующим членом Священного Синода стал владыка Иоанникий. Он принимает решение строить новый храм и приглашает молодого архитектора В.А.Косякова, проекты которого обратили на себя внимание владыки. Храм был построен удивительно быстро. Заложен он был в 1895 году, а закончен в 1897. Одновременно перестроен был весь жилой комплекс подворья. Полностью отделка жилых помещений была закончена к 1900 году. В работах по внутренней отделке храма принимал участие художник В.А.Васнецов.
В советское время, в 30-х годах ХХ века, подворье было закрыто, роспись храма была закрашена масляной краской. Сначала там размещался склад Ленинградского порта. В 50 годах оборудован каток с искусственным льдом. Но храмовую икону «Успение Божьей Матери» сохранили и передали в Князь-Владимирский собор. Лишь в 1996 году начались реставрационные работы. Иконостас был восстановлен к 2003 году. Реставрация росписи храма продолжается до сих пор. А теперь пройдем еще немного и повернемся к Неве. Здесь у набережной стоит плавучий музей «Подводная лодка». Это настоящая подводная лодка советского послевоенного времени С-189. 35 лет она несла свою службу в Балтийском флоте. Но в 90 –х годах, уже совсем старая, затонула возле Кронштадта. В 2005 году ее подняли и собирались продать на металлолом. Но выкупил ее бывший подводник, ныне бизнесмен. Лодка была отправлена на Канонерский судоремонтный завод, восстановлена и стала музеем. Сейчас за ее состоянием следят ветераны-подводники и водят экскурсии. Здесь все можно потрогать, всюду залезть и даже порулить!
Теперь пройдем дальше до самого конца набережной. Перед нами Горный университет. В 1771 году башкирский рудопромышленник Исмаил Тасимов обратился в коллегию с предложением создать училище для горных дел мастеров. Он с целой группой единомышленников обязался из собственных доходов оплачивать содержание училища.
Предложение понравилось Екатерине Второй, и в ноябре 1773 года она утвердила решение Сената. Горное училище со временем стало Горным кадетским корпусом, потом Горным институтом. В 2011 году Горный институт получил статус университета.
Поначалу Горное училище размещалось в двух зданиях на набережной Большой Невы. Но когда в царствование Александра I, училище стало Горным кадетским корпусом, решено было строить для него новое здание. Проект был создан архитектором Андреем Воронихиным. Великолепное здание в стиле классицизма было украшено колонным портиком и скульптурными композициями С.Пименова «Геракл и Антей» и В.Демут-Малиновского «Похищение Прозерпины». Во дворе здания остались те постройки, с которых начиналось в 18 веке Горное училище. Гордость Университета – уникальный музей, созданный одновременно с Горным училищем в 1774 году. Основа его коллекции – собрание минералогического кабинета Кунсткамеры. С тех пор музей пополняется все новыми и новыми замечательными экспонатами со всего земного шара.