Вера Горт. Алеф (из 199 псалма)

Псалмы Веры Горт

Ритм первой части 119 псалма, обозначенный первой буквой древнееврейского алфавита «алеф»,  очень сложен. Рисует он движение мысли, процесс размышления с неожиданными остановками, поисками слова, запинками и рывками вперед. Эта первая часть псалма — своеобразный зачин. Автор своей вдохновенной речью убеждает слушателей и, возможно, самого себя в величии взятой на себя миссии прославить в псалме Божий Завет. Написана эта части поэтического перевода разностопным амфибрахием.

Вся первая строфа-шестистишие построена на перечислениях, нанизанных друг на друга и усиленых повторяющимися рифмами. Все шестистишие построено на двух ритмично чередующихся рифмах: абабаб.

 

Вторая стрфа, семистишие, преобразована из шестистишия графически. Слово «ведь» выскочило из четвертой строки, где было частью рифмы «тропы ведь — проповедь», и заняло отдельную строку. Тем самым изображена особая интонация, указывающая на ключевые слова.

Но при этом слово «тропы» ассонансно срифмовано и с первой строкой строфы «Кто против…», как бы рисуя логическую цепочку размышлений псалмопевца.

Следующая строфа девятистишие, где внутренняя рифма строит особый ритмический рисунок: уст — пусть — путь — суть.

И опять  мы находим короткую двустопную восьмую строку, акцентирующую важное для псалмопевца признание.

 

С третьей строфой общей рифмой связана четвертая строфа — четверостишие, отмечая тянущуюся бесконечную фразу. Так вдохновенно, стремительно мыслит псалмопевец.

Здесь обращает на себя внимание особая утверждающая интонация второй строки, построенная на спондеях:

жемчужины-буковки перебирая,
В СОТый, в ТЫсячный РАЗ — В НИТках СЛОВ.

И последняя строфа на совершенно иной интонаци, как будто на срывающемся полушепоте — совсем иной, своеобразный ритмический рисунок. Перекрестно чередуются строки трехстопного анапеста и одностопного дактиля.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.