Усеченные и нарощенные стопы

Слагаемые стиха

В прошлых статьях уже шла речь о метрике стиха, о различных стихотворных размерах. Но настоящий живой ритм определяется не одним лишь размером.

Размер стиха – это, выражаясь математически, только заданная система координат, а сам ритмический рисунок в рамках этого размера создается особыми инструментами.

Мы с вами уже знакомы со спондеем – дополнительным ударением на безударном слоге и с пиррихием – пропуском ударения на безударном слоге. Встречаются они большей частью в двусложных размерах. А трехсложных аналогичный инструмент трибрахий создает еще больший эффект распевности.

Познакомились мы также с цезурой как инструментом создания ритма, и в связи с этим инструментом встретились с понятием усеченной стопы.

Как элемент ритма в русской поэзии усеченная стопа прижилась лишь к концу 19 века. А в начале 19 века использовалась в основном в окончаниях строк, как и нарощенные стопы.

Что это значит? Мы с вами уже сталкивались с понятием мужских, женских и дактилических окончаний.

Вот фрагмент стихотворения Дмитрия Мережковского:

Стихотворение написано хореем: двусложный размер с ударением на первом слоге. Ударный+ безударный.

А что же происходит на концах строк? Нечетные строки имеют дактилические окончания, два безударных слога на конце. Это хореическая стопа и еще один безударный слог – нарощенная стопа.

А четные строки имеют мужские, ударные окончания. В них не хватает положенного хорею безударного слога – это усеченная стопа.

На концах строк – это знаковая картина. А вот в середине строки усеченные стопы  использовались не так часто, хотя были известны и в 18 веке. Их теоретически допускали и первые законодатели российского стихосложения: М.В.Ломоносов и Д.Тредиаковский.

Как же работает усеченная стопа в середине строки?

Давайте поэкспериментируем. Помните культовый шедевр «Песняров» — песню «Вологда»?

Это дактиль с мужским окончанием, то есть усеченной последней стопой. А в середине строки все в полном порядке: ударный+безударный+безударный.

А если совершить такое кощунство и заменить длинное, пятисложное слово «темноглазая», более коротким, четырехсложным? Например, красавица.

Вот она усеченная вторая стопа, которая потеряла безударный слог.

Что происходит в это время с восприятием стиха? Левое полушарие, которое у нас любит во всем порядок, обожает четкие структуры и правильные ритмы, тут же реагирует на этот пропуск и старается его заполнить, достроить. В данном случае это легко: у нас в памяти мелодия, которая достроит нотой потерянную стопу. Мы просто мысленно протянем последний слог в слове «моя» — моя-а.

А если стих не связан с определенной мелодией, то мы невольно сделаем паузу в усеченной стопе, чтобы восполнить тот недостающий слог, или пытаемся достроить ритм к нарощенной стопе. Это очень сильный прием, он тут же ставит читателя в активную позицию. А чем активнее творчество читателя, тем большее удовольствие он сам получает. Пассивное восприятие утомляет, не дает возможности творить.

И еще одна интересная функция усеченных и нарощенных стоп – они имитируют прозу.

С середины 19 века проза в нашей литературе очень сильно потеснила поэзию, и пришлось поэзии бороться за свое место под солнцем, подстраиваясь под прозу. Вот тогда и появились формы, которые в пушкинскую эпоху были немыслимы. Все более и более отступая от старых законов построения ритма, они пришли к верлибру – полностью авторскому построению, в котором может вообще не быть поэтического ритма в общепринятом смысле.

А игра усеченной стопой, ранее не характерная для нашей поэзии стала нормой.

Ведь в чем прелесть этой игры. Усеченная или восполненная стопа тут же меняет свою природу.

Отнимите у дактиля один безударный слог – что получим? Хорей.

Добавим ямбу безударный слог – что получим? Анапест.

Эти трансформированные стопы тут же добавляют в стих собственный особый оттенок.

Сегодня мы рассмотрим три формы использования усеченной стопы: логаэд,  дольник и тактовик

Логаэд – это четкий ритм, созданный при помощи усеченной стопы. При этом усеченная стопа во всех строках стиха находится на одном и том же месте.

Создание логаэда тонкая работа: нечасто поэты брались за такое дело.

Вот перед вами строфа из стихотворения Марины Цветаевой.

Стихотворение написано хореем: ударный+безударный слог. В четных строках этот хореический ритм во всей красе – все ударные-безударные на своих местах. А в нечетных строках  в четвертой стопе вдруг появляется нарощенный слог: «судьба свела» – и две последние стопы вдруг превратились в ямб.

И этот двойной ритм, хореически-ямбический, будет во всех нечетных строках стиха. Кроме последней строфы, где уже другая структура. Три строки чисто хореически и последняя, повторяющая первую, хореически-ямбическая.

Это логаэд —  рисунок ритма, созданный сочетанием разных по метру стоп, посторяется неизменным во всех строках стиха. Его структуру легко проследить во всех строках, кроме последней – и тут особая задумка автора.

А вот перед вами дольник, стихотворение Анны Ахматовой. Здесь мы видим менее структурированный ритмический рисунок. Положение усеченных стоп в стороке не фиксировано.

Первая строка — чистый анапест. А во второй — ямб, анапест, ямб. В третьей строчке находим нарощенный безударный слог. И так далее. В каждой строке свой ритм, а в целом все складывается в очень гармоничную картину.

А вот строфа из еще одного  стихотворения Марины Цветаевой – очень известного и очень характерное для ее творчества.

В этом стихотворении очень трудно распознать размер, но изначально это дактиль.

Но вторая усеченная стопа, от которой остался только один ударный  слог – окончание слова «твое», превращает всю строку в сочетание ямба и хорея. Хорей+ямб+хорей+ямб.

Во второй строке вдруг возвращается дактильная стопа, но она скрыта под пиррихием. Заметьте, как невольно делаем мы акцент на предлоге НА.

Третья строка совсем замысловатая: две ямбические стопы, а дальше скрытая пиррихием стопа анапеста и опять две ямбические стопы.

Четвертая строка: хореическая стопа, ямбическая стопа и дальше еще одна ямбическая стопа, скрытая спондеем.

Пятая строка. Усеченная первая стопа и утраченный ударный слог в третьей стопе превратил стих в сочетание: хорей+дактиль+анапест.

Шестая строка. Нарощенная первая дактильная стопа чуть не превратила первую стопу в ямб, но дальше пошло такое нагромождение безударных слогов, что дактильная стопа все же слышна с первым повисшим в воздухе безударным слогом. А дальше стопа анапеста и ямба.

Вот вам типичный пример тактовика. Усеченные и нарощенные стопы выстроились хаотично, имитируя прозу. Количество нарощенных и усеченных слогов колеблется от 0 до 3. Но в этой хаотичности есть собственный, чисто авторский ритм. Это почти верлибр – но с рифмой.

 

 

Усеченные и нарощенные стопы: 1 комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.