Сказания о чудотворном Строителе
А что же с тем старшим братом Сергия Радонежского? Со Стефаном, который начинал вместе с Сергием строить Троице-Сергиеву церковь в глухом лесу, а потом не выдержал и вернулся в мир?
Недаром был он с детства очень способным и разумным, в отличие от брата Варфоломея.
Покинув Варфоломея-Сергия, он пришел в Москву, чтобы… строить карьеру. Как мало изменилось в мире за эти 700 лет! И путь его к вершинам был таким для нас знакомым — через земляков!
Служил в это время у великого князя Симеона Гордого тысяцким боярин Протасий Вельяминов, ростовский вельможа. К нему-то и обратился за поддержкой книжник и эрудит Стефан.
Вельяминов устроил Стефана в Богоявленский монастырь, который поддерживала династия Вельяминовых. Незаурядный ум и суровый аскетический нрав вызвали огромное уважение к новому члену обители. Здесь познакомился и духовно сблизился он с другим незаурядным человеком, братом Алексием, будущим митрополитом.
Эта дружба оказалась очень полезной Стефану. Алексий рос при великокняжеском дворе, был там своим. И благодаря ему Стефан оказался посвященный в сложную расстановку политических сил и при дворе, и по всей Руси, и за ее пределами. А Алексий, узнав от Стефана историю великого подвижника, младшего брата, в дальнейшем взял обитель Сергия под свое попечение.
В середине 40-х годов карьера Стефана, казалось, достигла вершины! Симеон Гордый потребовал мудрого игумена себе в духовники. Но уж такая это скользкая дорога. И так трудно удержаться на этой вершине.
1347 год. Князь Симеон Гордый решает жениться в третий раз, что запрещено тогдашней православной традицией. Митрополит Феогност неумолим, дело неслыханное! Но и князь Симеон недаром получил имя Гордого. И оказался Стефан как духовник Симеона меж двух огней. Он не имел право пойти против запрета митрополита и благословить Симеона на этот брак. Но и бороться с Симеоном было немыслимо.
Воспользовавшись отъездом Феогноста, Стефан благословляет брак Симеона на свой страх и риск.
Вернувшись в Москву, разгневанный Феогност лишил его и звания духовника, и должности игумена. Пришлось Стефану покинуть Москву и вернуться в обитель Сергия, уже вставшую на ноги и известную всей Руси. Вернулся он туда не один, а с сыном Иваном, которому в эту пору было 12 лет.
О судьбе этого мальчика речь впереди.
Итак, Стефан в обители Сергия.
И вот тут проявилась та разница между духовностью и книжностью, которая сделала одного из братьев святым, а другого преуспевающим.
После своих успехов привыкший к своему высокому положению Стефан с большим трудом принял ту ситуацию, что в обители почитался скромный, кроткий и не так глубоко образованный Сергий. И однажды эта зависть и раздражение прорвались самым непристойным образом.
Была суббота, в обители служили вечерню. Сергий был в алтаре в облачении священника. Стефан стоял на левом клиросе. Вот так точно описывает Епифаний Премудрый это событие, которое, видимо, происходило на его глазах.
Что-то не понравилось Стефану в той книге, по которой велась служба. Возможно, усмотрел в ней какие-то ошибки и неточности — ему, книжнику, виднее. И спросил он канонарха сурово: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил, что книгу дал ему игумен.
И Стефан взорвался: «Кто здесь игумен? По какому праву? Я пришел сюда первым!» И, как пишет Епифаний, прибавил к этим речам еще что-то неподобающее.
Что же делает Сергий, который, конечно, стоя в алтаре, слышит слова брата?
Он истово и спокойно заканчивает службу, выходит из церкви … и уходит из обители, даже не зайдя в свою келью. Идет один всю ночь по дороге через лес.
И пришел он к монастырю на Махрище, там, где сливались реки Молокча и Махра. Здесь он обратился к игумену монастыря с просьбой помочь ему найти хорошее пустынное место. Отправленный с Сергием инок ходил с преподобным целый день. И наконец, вышли они на берег реки Киржач. Необыкновенная красота и чистота этого места понравились Сергию.
А в это время в Троице-Сергиевой обители царила паника. Пропавшего Сергия искали по окрестным лесам, плакали и сокрушались. Поехали и в город, и по окрестным монастырям. Так пришли и в Махрище.
Тут узнали монахи, что Сергий строит новый монастырь на Киржаче, и в великой радости бросились его искать.
А Сергий тем временем, поставив себе келью, готовился к возведению храма. Когда пришли к нему монахи, он попросил их отправиться к митрополиту Алексию и испросить благословения на великое дело. И закипела работа. Помогали Сергию всем миром: и иноки его родной обители, и приходящие со всей округи, и простые крестьяне. Князья и бояре отправляли деньги на строительство нового храма.
А покинутая Троице-Сергиева обитель в скорби взмолилась митрополиту приказать Сергию вернуться.
Получив приказ митрополита Алексия, Сергий не посмел ослушаться. Церковь Благовещения богородицы была освящена, Сергий выбрал из своих учеников инока Романа и послал его к митрополиту с просьбой благословить на священничество и игуменство. А сам к великому ликованию Троице-Сергиевой обители вернулся к своим духовным детям.
Продолжение цикла: «Приветствие святого Сергия»