Одна из странных историй Священного Писания, за которой стоит масса недосказанного.
Давайте вспомним основные моменты этой истории.
Первым человеком, получившим особое благословение, был Авраам. У них с Саррой не было детей до самой старости, пока не пришли к ним три путника и не принесли благую весть.
Родился первый и единственный сын Исаак, которого Авраам чуть было не принес в жертву Богу, подарившего ему этого уже нежданного сына.
Выросшего и возмужавшего Исаака женил отец на прекрасной Ревекке. И — та же история. Вот уже состарились Исаак и Ревекка, а детей все нет. Уж не знак ли это особой избранности? Как некий след неземной судьбы. Ребенок, родившийся не земным, общим со всем животным миром путем, а как сверхчеловеческое чудо.
И вот наконец долгожданная беременность Ревекки, протекавшая очень тяжело. Два ребенка в утробе как будто постоянно боролись за право родиться первым. Быть первенцем в том древнем мире значило очень многое! Это наследство. Это и то, что ценнее наследства, — благословение отцовское, имевшее особое мистическое значение.
Наконец, близнецы рождаются. И первым рождается страшный, заросший бурой шерстью Исав. За ним, держась за пятку старшего брата, рождается красивый беленький Иаков.
Интересная деталь, правда? Держится за пятку. Это еще один пример переведенного дословно фразеологизма, каких много в книге Бытия. «Схватить за пятку» на языке древних шумеров иносказательно значило «убрать с дороги». То есть попросту было сказано о том, что родился младший сын, который убрал с дороги старшего.
А вот рыжая шерсть Исава рождает массу вопросов. И сейчас случается такое — помните, изучали в школе на уроках биологии, атавизм. Вдруг генетическая цепочка дает сбой и вызывает к жизни какие-то давно перечеркнутые варианты. Но ведь этот вариант существовал!
И что интересно, такое впечатление, что родителей этот природный феномен нисколько не удивляет. Они принимают его как должное. Значит, случалось и нередко?
Более того, косматый и глупый Исав был любимцем Исаака. Но может быть, не за какие-то сыновние и человеческие качества любил его Исаак, а по долгу родительскому. Старшему сыну придется дать благословение и подарить ему счастливую судьбу — как же его не любить!
А дальше история становится все более загадочной и символической. Исав не просто сверху шерстью зарос. Он и по душевным качествам прост, как зверь лесной, настоящее дитя природы. Проголодался — и продал свое первородство за котелок похлебки своему брату. Целая череда обмана и предательства с благой целью дать счастливую судьбу младшему Иакову. Почему через это надо было пройти? В чем смысл? Кого и в чем обманывала мать Ревекка, подсовывая слепому умирающему Исааку для благословения своего любимца Иакова?
Если благая судьба в руках Бога, то обманывали они с Иаковом самого Бога? И так удачно обманули при этом!
Складывается впечатление, что идет борьба между двумя разными богами. Один должен быть обманут, побежден и посрамлен, тот бог, который дал первым родиться косматому Исаву.
Странная история, за которой стоит, по-видимому, целая череда сказаний о борьбе древних исчезнувших цивилизаций.
А если Исав у нас принадлежит иной, побежденной цивилизации, то не встречаем ли мы сейчас остатки этой цивилизации в лице йети, каких-то лесных людей, которых видят таежные народы?
А таинственный народ псеглавцы, или кинокефалы, о которых остались сведения даже в новой, христианской истории? Не потомки ли они косматого Исава?
Продолжение цикла: Реки райского сада