Мастера изобразительного искусства
Все виды искусства растут и совершенствуются в свободном творческом полете создателя. Одной архитектуре приходится быть на службе Технического Задания заказчика!
Да, и художник, конечно, пишет портреты на заказ, и композитор может писать музыку к спектаклю или фильму. И поэт может получить определенный заказ. Но вне этих заказов они свободны творить по своей воле и воплощать высокие идеи.
А вот воплотить творческие идеи архитектора можно, только построив здание на земле и никак иначе!
Джованни Баттиста Пиранези всей свой творческой биографией доказал, что воплощать свои архитектурные идеи можно не только на земле, но и на бумаге. Он создал целые фантастические города, которых никогда не существовало. Он заставил всю Европу 18 века буквально «заболеть» страстью к руинам. И с тех пор руины стали обязательной принадлежностью расцветающего романтического стиля в искусстве.
Родился этот архитектор на бумаге 4 октября 1720 года в маленьком городке Мольяно-Венето в пригороде Тревизо. Отец его был каменотесом. Отсюда такая любовь, такое проникновение в фактуру камня.
Специального образования он так и не получил. Практически самоучка. С классической литературой и латынью познакомил его старший брат. Основам архитектуры обучил дядя. Он же пристроил племянника в магистрат Венеции.
Еще с 17 века в моду в Европе вошел жанр городского пейзажа, ведута. Жанр настолько продуктивный и стойкий, что и мы в наше время заваливаем интернет городскими фото-пейзажами.
Этот жанр увлек Джованни Пиранези.
Его, как служащего магистратуры Венеции, взял с собой в посольскую делегацию тогдашний посол Венеции в Риме Марко Фоскарини. В обязанности Пиранези входило запечатлевать на бумаге все, что встречалось на пути интересного. То есть, в нашем понимании, был он фотокорреспондентом делегации.
В Риме Пиранези поразило соседство современной ему жизни и остатков древней архитектуры, создающее фантастический эффект взаимопроникновения двух миров.
Он изучает древнюю и современную ему архитектуру Рима. И одновременно учится искусству гравюры на металле.
Через три года римская публика увидела первый альбом гравюр Пиранези — его архитектурные фантазии и наброски, тот фантастический городской пейзаж, который и дал ему прозвище «архитектор на бумаге». Но и реальный Рим не был забыт архитектором. Он нашел отражение в серии гравюр Виды Рима.
Одновременно с этим рождается и особая серия «Фантастические изображения темниц». Страшный зловещий мир меж темных камней и головокружительных лестниц. Во второй версии этой серии появляются и обитатели этого мира: узники, палачи, любопытствующие посетители.
С поразительным трудолюбием и целеустремленностью создает Джованни Пиранези целое многотомное собрание офортов «Римские древности», практически энциклопедию римской архитектуры.
Изучая античную архитектуру по остаткам древних римских зданий, Джованни Пиранези неизбежно пришел и к археологии.
Он отправляется к развалинам древнего греческого города Пестума и внимательно изучает останки древних зданий, пытаясь на бумаге воссоздать их первоначальный вид.
Так творил свои удивительные города на бумаге этот уникальный архитектор. А в реальности им было построено очень мало зданий. В частности, им была перестроена церковь Санта Мария Авентина.
Умер этот замечательный мастер в 1778 году в Риме на пике своей славы! Его работы оказали огромное влияние на художественную культуру Европы 18 века. Да и в ХХ веке его открытиями и образами воспользовались авангардисты, сюрреалисты, экспрессионисты. Таким живучим оказался образ умирающей Европы!
Продолжение цикла: Александр Бенуа
Бумажный архитектор Джованни Пиранези: 1 комментарий