Мастера изобразительного искусства
Валентин Серов был гениальным портретистом.
Мы с вами избалованы сейчас доступностью фотографии. Нет ничего проще, чем нащелкать селфи камерой мобильника. А потом удалить то, что не понравилось. И лишь истинные мастера художественной фотографии создают ее как картину.
А ведь далеко не сразу фотография стала искусством, то есть подошла к вершинам и открытиям портретной живописи.
Портреты Валентина Серова открывают в человеке то, что не видит объектив, совершают какое-то потрясающее проникновение в личность. Каким образом? Загадка.
Он родился 19 января 1865 года в Петербурге. Родители его были известными музыкантами. Отец Александр Серов был автором целого ряда опер. Одна из них «Юдифь» до сих пор изредка ставится на сцене.
Детство его было странным. Ему было шесть лет, когда умер отец. Единственным кормильцем осталась мать, в то время студентка консерватории. Возможности продолжать обучение в Петербурге у нее не было, и она принимает решение ехать в Мюнхен и достигать мастерства в Германии. А маленького сына она оставляет у друзей в селе Никольском под Смоленском.
Именно там обратили внимание на способности мальчика к рисованию. Через год Валентина пришлось отправить к матери в Мюнхен, и здесь он был отдан на обучение немецкому мастеру гравюры. Видимо, это было прекрасной школой.
Большой удачей для мальчика была встреча с И.Е.Репиным, который в это время тоже работал в Мюнхене. Репин занимался с ним с огромным удовольствием. Мальчик даже его самого поражал азартом и работоспособностью.
По возвращении в Россию Валентина Серова по просьбе Репина приютил известный меценат и любитель прекрасного Савва Морозов. О мальчике заботились, как о родном ребенке, устроили в гимназию, обеспечили всем необходимым для занятий живописью. С этой доброй гостеприимной семьей Валентин Серов был очень дружен всю жизнь.
Но возвращается в Россию мать, и опять Валентин Серов вынужден привыкать к новым местам и людям, скитаясь с ней из одного имения в другое.
Наконец вернулись и в Петербург. Здесь в 15 лет Валентин Серов по рекомендации Репина поступает вольным слушателем в Академию художеств и одновременно с этим в частную школу замечательного художника-педагога Петра Чистякова. Через год переведен из вольных слушателей в действительные студенты.
Посмотрите на юношеские автопортреты Серова. Везде тот же суровый облик и пронизывающий взгляд. Удобным в общении человеком он никогда не был. Молчаливый, почти бесстрастный, чуть надменный. И только глаза выдают напряженную работу мысли.
В конце 80-х годов он становится известным в Петербурге портретистом. В частности благодаря поддержке Саввы Морозова. У этого замечательного человека собиралась вся петербургская знать и интеллигенция.
Работает Валентин Серов в это время очень много. Он пишет портреты друзей и портреты на заказ, берется за иллюстрирование классической литературы, расписывает церкви и соборы.
В 1892 году новый взлет в его художественной карьере.
Объявлен конкурс на создание большого портрета Александра III c семьей в честь его чудесного спасения при железнодорожном крушении на станции Борки. Этот конкурс выигрывают Валентин Серов и Константин Коровин.
И на ближайшие два года Серов становится личным портретистом императорской семьи — создает эскизные портреты Александра III и всех его детей. А вслед за ними портреты понадобились и всем великим князьям.
Огромное количество заказов не разрушило мастерства художника, как это обычно случается. Он никогда не льстил своим заказчикам. Он удивительным образом проникал в сущность личности, портрет говорил о человеке больше, чем сам человек знал о себе.
В последние годы жизни Серова живописный стиль его резко меняется. Он ищет новые средства выразительности, краски становятся яркими, плотными, линии как будто проступают сквозь цвет и начинают жить собственной жизнью.
Но этому новому в творчестве Серова не суждено было развиться. В начале зимы 1911 года он умер от тяжелого сердечного заболевания.
Продолжение цикла: Антуан Ватто