По страницам Священного Писания
Всегда удивляет упорство, с которым фанатики цепляются за отжившие идеи и отвергают все новое.
Но что ж в этом удивительного, если идеи, хотя бы и отжившие, в свое время воплотились в мире в совершенно материальных формах? И эти формы вошли в каждодневную жизнь, сформировали быт, уклад, традиции, привычки.
Стоп! А как же быть с любимым постулатом материализма о том, что бытие определяет сознание?
Как может бесплотная идея сформировать материальный мир?
Любопытная историческая ситуация описана в 19 главе Деяний апостолов. Апостол Павел приходит в малоазийский город Ефес на берегу Эгейского моря. Город богатый, издавна известный своими ремесленниками и купцами, столица Римской провинции. При этом еще и славный культурный центр, здесь на рубеже новой эры строятся театры, создается библиотека Цельса, ставшая центром второй софистики.
И вот прибывает в этот роскошный античный город скромный проповедник Павел и смущает честных добропорядочных язычников еретическим учением о ложности привычных надежных богов, создавших благополучие и благосостояние города Ефеса.
Весьма помогло Павлу в этот момент удачное изгнание беса из некоего безумца, напавшего на иудейских заклинателей. И так успешно было это изгнание, что не только заклинатели уверовали в силу Христа, но и горожане Ефеса сплотились вокруг Павла и его учеников.
И вот тогда возмутились ремесленники! Тот самый рабочий класс, который, как помним из марксистской теории, является движущей силой любого прогресса.
Некий серебряных дел мастер по имени Димитрий собрал мастеров, работавших для настоящего чуда древнего Ефеса, храма богини Артемиды, и призвал их к сопротивлению новому учению, отнимавшему у храма прихожан.
Как же могут боги быть ложными, если они дают ремесленникам работу, а значит, пищу и кров? А что может дать ремесленникам поклонение распятому Христу, который совершенно не нуждается в богатых храмах и драгоценных украшениях? Такая религия принесет трудящимся только разорение!
И ведь не поспоришь!
Мятеж поднялся нешуточный. И при этом не о своем разрушающемся благосостоянии кричали мятежники. Они, заполнив улицы и площади, два часа кричали «Велика Артемида Ефесская!»
С большим трудом удалось блюстителю порядка по имени Александр успокоить мятежников. Они вначале и слушать его не пожелали, узнав, что он приверженец христианской религии. Но призвал он их к разуму и рассудительности.
Его речь, кратко пересказанная в Деяниях, являет собой образец цивилизованной работы с культурным населением.
Начал он с безоговорочного признания величия славного города Ефеса и почтения великой Артемиде. Затем интересный логический постулат: если город Ефес так велик и богиня Артемида так почтенна, то зачем столько шума? Разве вы сами так сомневаетесь в ее величии?
Затем с помощью риторических вопросов выводит мятежников на правильное понимание ситуации. Эти христианские проповедники разве чем-то оскорбили богиню? Может быть, они обокрали храм? Нет! Тогда из-за чего столько волнения?
Есть жалоба у серебренника Димитрия и у его друзей ремесленников? Пожалуйста, пусть подадут жалобу в суд, она будет рассмотрена. А вы-то все зачем запрудили улицы и площади, зачем подвергаете опасности жизнь и благосостояние граждан вашего великого города?
Выслушав эту речь, мятежники осознали ее разумность и спокойно разошлись.
Вот и подумаем, как легко поднять толпу на мятеж, подбросив зажигательный лозунг: «Караул! Покушаются на святое»! А что стоит за этим лозунгом у тех, кто собрал эту толпу, у того кукловода за кадром?
Продолжение цикла: Родина Авраама