Каин и Авель

По страницам Священного писания.

Самая поэтичная и загадочная книга Священного Писания «Бытие» наполнена тайнами в каждой своей скупой лаконичной строке. За каждой строкой строит целый багаж древнейших легенд, относящихся к истории, а может быть, и праистории человечества.

Полна загадок и история первых детей Адама и Евы. Тех самых Каина и Авеля, которые открыли человеческую историю первым преступлением.

Прежде всего исследователи расходятся во мнениях о возрасте братьев. Одни библеисты считали их близнецами, как Исава и Иакова. Другие на основе древнейших текстов и версий делали совершенно иной вывод.

Каин родился первым, когда Адаму было 130 лет. Для первых людей библейского времени это практически молодость. Сколько было в это время Еве, трудно сказать. Ничего не говорится в Библии о том, сколько времени прошло от сотворения Адама до той удивительной хирургической операции создания Евы из ребра. А ведь в этом промежутке была еще и таинственная Лилит.

Каин, по мнению этих ученых был старше Авеля на тридцать лет. И ко времени его рождения он наверняка уже научился обрабатывать землю и под руководством родителей приносил в жертву Богу плоды своих трудов. И все шло прекрасно, пока не появился на свет Авель.

Ряд ученых считает, что такой большой промежуток между рождением братьев играл и иную роль. Каин был старше, а значит, ближе по времени к грехопадению родителей. А значит, ему досталось больше того родительского греха гордыни и богоборчества. А ко времени рождения Авеля родители своими трудами и бедствиями, а также великим раскаянием, смогли в большей степени изжить в себе этот грех. Вот и получился Авель кротким и любящим.

Тогда, наверно, третий брат, родившийся после смерти Авеля, Сиф, должен был стать еще более праведным. И несомненно так оно и было, потому что Бог подарил ему огромный срок жизни — 912 лет.

Но главная загадка истории Каина и Авеля в сущности их противостояния.

Мы можем бесконечно мудрствовать о психологических подоплеках страшного преступления Каина и выводить их из его врожденной склонности к жестокости.

Но давайте почитаем текст — это единственный доступный нам факт.

А вот теперь давайте сравним. Каин — земледелец. Хлеб и другие земные плоды достаются ему каждодневным трудом, особенно в условиях жаркой Аравии. Конечно, может выдастся год урожайный или неурожайный — это от воли Бога будет зависеть. Но в любом случае — это плоды трудов самого Каина.

Авель — скотовод. Плоды его деятельности зависят практически только от Бога. Авелю остается только беречь свои стада, а все остальное происходит без его участия, и повлиять на все это он никак не может.

Казалось бы, Каин у нас в большей степени труженик и в большей степени заслужил поощрения о Бога. Так мы, современные люди, рассуждаем.

Но вот Бог почему-то не принял жертву Каина, тем самым унизив его перед младшим братом. Опять-таки можно бесконечно рассуждать, что возможно, Каину стало жаль плода трудов своих, так тяжело ему доставшегося. Но в тексте мы этого не видим.

Каин опускает горестно голову, только когда видит, что Бог пренебрег его жертвой. Прав он в этом, по-нашему, по-человечески? Еще бы!

А Бог вдруг почему-то разражается упреками по этому поводу. Загадочная ситуация. Пропущен какой-то важный смысловой момент. Какая-то вина Каина, понятная им с Богом, но непонятная окружающим. В этом случае было бы понятно, что Каин, не опустивший голову, а принявший как должное выбор Бога, осознал некий свой грех и в нем раскаялся.

Но в Библии об этом ни слова.

А теперь попробуем вспомнить обстановку, в которой складываются древнейшие человеческие культуры. Все земледельческие государства, оседлые, вросшие в землю корнями, все грандиозные цивилизации древности, Египет, Вавилон, государства древней Америки, — это все языческие, многобожные государства, обожествляющие силы природы.

Земледелие учило человека молиться своей земле, своему солнцу, дающему свет и тепло — простым и понятным причинам его благосостояния.

А кочевые, скотоводческие племена древних евреев остались единственными, кто не предался материальным богам, сохранившими чистоту веры.

Возможно, легенда о Каине и Авеле и родилась как предание об этой войне между язычеством, надолго и, казалось, навсегда победившем единобожие. Но эта победа оказалась гибельной для язычества-Каина. Его судьба быть в вечной войне со всем миром, быть в вечном кровопролитии.

Каин и Авель: 1 комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.