Мир гностика Валентина

180px-Троица_1729

Гипотезы о мироздании.

О жизни этого философа начала новой эры известно немного. Письменных источников, ему принадлежавших, найдено не было. Вероятно, его философская система существовала только в виде устных бесед и была записана позже учениками.

Жил он предположительно во втором веке нашей эры и в молодости учился в величайшем научном и культурном центре, городе Александрии.

Принял христианство и в Риме прославился как христианский философ и проповедник. Но с ортодоксальным христианством, которое еще только-только оформлялось в великой борьбе и сомнениях, ему не повезло — епископом его не выбрали.

Тогда Валентин пошел своим путем, создав особую систему мира, особую философию, которую позже по его имени назвали Валентинианством.

Начало мира — это Эон. Нечто непознаваемое, некая первопричина, предвечность, возможно, то, что в древнегреческой мифологии обозначалось понятием Хаос.

И рядом с мужской сущностью Хаоса существует женская непознаваемая сущность, названная Валентином Эннойя, Мысль. В разных источниках по-разному именуется и толкуется эта сущность. Она же Милость. Она же Тишина.

И акт творения начинается с того что Эон заронил свой великий замысел мира в лоно Эннойи, подобно семени.

d30bb47f0f2702f7cb0fa5c3df217b0f

Эннойя выносила и родила сына по имени Нус — Ум. Это дитя было во всем подобно отцу Эону, единородно ему. Родилась у Эннойи и дочь Ателея — Истина.

Так явилась еще не созданному миру первая тетрада: Хаос и Мысль, Ум и Истина.

Нус и Ателея — Ум и Истина — в свою очередь родили брата Слово и сестру Жизнь. А от них родились Человек и Церковь. И вся эта первичная генеалогическая цепочка получила название огдоады.

Но Слово и Жизнь продолжили акт творения, родив еще пары: Утешитель-Вера, Отчий-Надежда, Материний-Любовь, Вечный Ум- Разумение, Церковный-Блаженство, Желанный-Премудрость, она же София.

И во все поколения была заложена одна и та же идея — поиски первоотца, первопричины, родившей Эона и Эннойю. Кому-то из этих вечных потомков достаточно было любоваться величием праотца и праматери.

Но София-Премудрость не смогла этим удовольствоваться. Она пыталась постичь неизмеримую глубину Хаоса, чтобы дойти до первопричины. И в своих попытках постижения обрела только великую тоску и скорбь. Эти бесплодные попытки Премудрости заставили ее родить странное бесплотное, бесформенное существо — Ахамот, Помышление

Родилось это дитя без участия мужской сущности — Желанного. По мысли Валентина мужская сущность придает форму, а женская сущность — содержание. Поэтому родились от Софии лишь дитя-содержание, не имеющие формы. А содержание — печаль, страх, потрясение, раскаяние. В целом, все что досталось на долю библейских Адама и Евы, отведавших от древа премудрости райского сада.

Это несчастное, рожденное Софией бесформенное дитя Помышление начало свое существование среди всех сильных, светлых и добрых потомков Эона и заразило их своим страхом и печалью.

Отравленные этими новыми ужасными чувствами они взмолились о спасении от этой вечной скорби. И тогда Эон, чтобы спасти своих потомков, родил Христа, чтобы мужской его сущностью дать форму Помышлению, и родил Дух Святой, чтобы исцелить и очистить всех своих потомков, больных тоской и скорбью.

Но очистив и защитив всех своих тридцать потомков, плерому, Эон изгнал Помышление за ее пределы. И пришла покинутая, но получившая материальную форму Ахамот в земную жизнь, заразив и ее своим страхом и печалью.

Потому так и живется тяжело на этом свете, потому столько скорбей на человеческом пути.

И мир этот, больной печалью и страхом, потрясением и раскаянием, неминуемо должен погибнуть вместе с несчастной Ахамот.

Чтобы очистить место миру новому, чистому и светлому.

Продолжение цикла: Сын Звезды (Бар-Кохба)  

Мир тускарора

Мир гностика Валентина: 1 комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.