26 августа 1766 года был заключен контракт между русским правительством Екатерины II и французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе.
Что же входило в этот контракт? Это важно, чтобы понять, насколько самоотверженно работал Фальконе в чужой ему России.
Итак, Фальконе должен был создать эскиз композиции и воплотить этот эскиз в натуре.
Никакие подробности будущего памятника обговорены в контракте не были. Единственная деталь указана — это должна быть конная статуя «колоссального размера».
Далее согласно контракту скульптор должен был отправиться с тремя помощниками в путь в Россию в сентябре месяце. На это русское правительство выделяло солидную сумму в 12 тысяч ливров. В эту же сумму входил провоз багажа Фальконе. А багаж предполагался очень серьезный. Ведь Фальконе должен был прожить в России несколько лет.
В контракте предусматривалось обеспечение скульптора достойным жильем, предоставлялась мастерская, материалы и инструменты. Также из государственной казны оплачивалась работа натурщиков, с которыми должен был работать Фальконе.
Также в контракте была строго оговорена недопустимость работы скульптора над какими-то иными заказами, кроме означенного монумента.
Контракт был заключен на 8 лет с ежегодной оплатой в 25 тысяч ливров.
Что означала сумма в 25 тысяч ливров? Одной из важных причин выбора Этьена Фальконе в качестве автора монумента стало его удивительное бескорыстие.
Российский посол в Париже Дмитрий Голицын, который скрепил этот контракт свой подписью от имени российского правительства, обращался к целому ряду известных французских художников. Никто не соглашался работать в этой дикой стране за сумму меньшую, чем 55 тысяч ливров в год. Голицын предложил Фальконе ежегодную оплату в 35 тысяч, на что Фальконе, к его огромному удивлению, возразил, что этого слишком много. И после долгих обсуждений они остановились на 25 тысячах.
Вот таков был Этьен Мари Фальконе, выехавший в далекий Санкт-Петербург в начале сентября 1766 года.
Сопровождали его не три помощника, как предлагалось по контракту, а только два. Это были резчик Фонтен и юная ученица Фальконе Мари Анн Колло. В судьбе Медного всадника ей судьбой была уготована очень важная роль!
Но у Фальконе в его путешествии был еще один спутник. Это был замечательный русский актер Иван Афанасьевич Дмитриевский. Его имя очень важно в истории русского театра. Он был учеником и сподвижником Федора Волкова. После смерти великого Волкова он возглавил русскую театральную культуру.
А в 1765 году он учился в Париже актерскому мастерству, был знаком со всеми известными людьми искусства и подружился с Фальконе.
Дорога из Парижа в Санкт-Петербург неблизкая. Да и большой багаж скульптора, размещенный в 25 больших ящиках не позволял двигаться быстрее. Только к концу сентября путешественники прибыли в Ригу — в 18 веке это были своеобразные ворота из Европы в Россию.
В Риге путешественников встретил посланный навстречу И.И.Бецким капитан Ласкари. Этому человеку в истории Медного всадника тоже отведена немаловажная роль.
И вот 15 октября 1766 года Этьен Мари Фальконе прибыл в Санкт-Петербург.
Квартиру ему отвели в доме французского купца Мишеля. Это находилось неподалеку от Невского проспекта и Исаакиевской площади.
Во времена молодости императрицы Елизаветы здесь стоял ее деревянный дворец. Но к середине XVIII он совершенно обветшал, после смерти императрицы был разрушен. А территория бывшего дворца была отдана Фальконе под мастерскую.
Но долго Фальконе в доме Мишеля прожить не смог. Хозяин оказался довольно назойливым и бестактно вмешивался в работу и стиль жизни своего постояльца.
Летом 1767 года скульптор попросил, чтобы ему позволили поселиться в оставшихся от Елизаветы помещениях дворцовых кухонь, практически рядом с мастерской. Это в теперешнем районе между Мойкой, Кирпичным переулком и Морской.
Помещения были отремонтированы, перестроены согласно потребностям скульптора и его помощников.
Казалось бы, все было предусмотрено для удобства Фальконе!
Не предусмотрено было лишь отношение ко всей этой истории Ивана Ивановича Бецкого!
Продолжение: Модели Медного всадника