Модели Медного всадника

1002538776

Медный всадник.

Работа скульптора начинается с листа бумаги. И это наверно самый сложный период поиска нужного образа.

Давайте вспомним, как обычно выглядят классические конные статуи. Сама задача перед скульптором стоит сложная. Вся тяжесть бронзовой или мраморной статуи приходится на тонкие, хрупкие ноги коней. Если конь в движении, то хотя бы одна его нога поднята, а значит, опора уже только на три ноги. В скульптуре ренессанса встречаются и кони, вставшие на дыбы, но при этом всегда есть опора внизу. Двухопорные конные статуи появляются только в 18 веке и то достаточно редко.

Как работал над эскизами Медного всадника Этьен Морис Фальконе?

Поражает его понимание русской истории и оценка личности Петра. Для этого надо было быть хорошо знакомым с какими-то историческими материалами на эту тему. Что мог прочитать Фальконе?

Россия для Европы 18 века была открытием, феноменом. Она возбуждала жгучий интерес, и прежде всего поражала личность Петра, всего лишь за два десятка лет заставившего страну пройти путь, на который Европе потребовались века.

О России и о Петре писали и Дидро, и Руссо, и Мабли. И в первую очередь чувствуется знакомство
Фальконе с «Историей Российской империи при Петре Великом», написанной Вольтером.

Сохранилась переписка Фальконе с Дени Дидро, где скульптор и философ обсуждают, как должен видеть будущий памятник великому русскому царю.

Дидро фантазирует от души. Здесь появляется образ героя на коне, взлетающем на скалу. Но этого мало. Из трещин скалы должна была струиться вода и заполнять небольшой пруд, обложенный необработанным камнем. У подножия скалы должны была стоять фигура дикаря в шкуре, глядящая на героя с ненавистью и страхом — это дикое варварство допетровской Руси, — видимо, таким представлялось оно Европе.

А с другой стороны у подножия скалы фигура, символизирующая нынешний русский народ, счастливая, довольная и… лежащая на земле в покое и благоденствии. Опять-таки подивимся европейскому взгляду!

Ответ Фальконе на фоне этих буйных фантазий радует и внушает уважение.

Screenshot_1

Образ взлетающего на скалу коня — это то, в чем философ и скульптор согласились. Но для Фальконе Петр не воин, а созидатель. Не воинский жезл в его руке, она простерта над страной в приветственном и благословляющем жесте.

Эти первоначальные эскизы были созданы скульптором еще в Париже.

Приехав в Петербург и получив наконец, удобное место для мастерской, он в 1767 году начинает работу над малой моделью. Через год, когда все детали будущей статуи были продуманы им в миниатюре, он приступает к большой модели. Этот день он отметил в своих записках: 1 февраля 1768 года. На работу над большой моделью ушло полтора года.

По совету Дидро Фальконе пригласил на помощь двух французских скульпторов Симона и Вандадрисса, но не сработался с ними. Подмастерья не поняли его требований, всю работу пришлось переделывать. Единственным верным и достойным помощником с начала и до конца была Мария Колло.

0_b139_e1b01de4_XL

Очень мешала скульптору постоянная опека начальника конторы строений И.Бецкого. Недалекий и  амбициозный И.Бецкой был очень недоволен оригинальностью замысла. Он без устали внушал скульптору, что надо опираться на общепринятые классические образцы. Как хорош, например, памятник Марку Аврелию! Солидный, устойчивый и без этих с дорогостоящих затей с дикими скалами.

Эти споры так надоели Фальконе, что он пишет письмо за письмом императрице с просьбой оградить его от вмешательства. Екатерина в письмах беседует с ним со вкусом и удовольствием, но предпринимать ничего не желает: не обращайте, мол, внимания, делайте свое дело.

В этих трудах и муках проходит 18 месяцев, и наконец в апереле 1770 года работа над большой гипсовой моделью закончена.

Продолжение цикла: Где поставить Медный всадник?

Модели Медного всадника: 3 комментария

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.