Исследователь рукописей Пушкина Т.Г.Цявловская обратила внимание на рисунок, время от времени встречающийся в его черновиках. Вот такой пистолет.
Сопоставив целый ряд данных иссследователь пришла к выводу, что этими рисунками Пушкин отмечал свои дуэли.
Этих пистолетов в его рукописях нашлось шесть. Три в юности, начиная с лицейского времени. И три уже в самые последние годы жизни.
Не так уж много знаем мы об этих состоявшихся дуэлях. А кроме того, упоминаются в письмах еще и некие «дела чести», и их около 15.
Поединок как средство решения конфликта — явление древнее. И настолько же издревле запретное. И настолько же соблазнительное, как всякий запретный плод!
Дуэли во Франции ХVI-XVII – это необходимая деталь стиля, изысканное молодечество. Что-то вроде современного байкерства или горных лыж! Вспомним, как извиняется Д‘Артаньян перед своими будущими друзьями-мушкетерами, что не может выполнить долг чести перед всеми троими одновременно.
Строгих правил в эти времена еще не было! Главный принцип должен был соблюдаться: дуэль — дело чести. А честь может быть только у дворян. Значит, простолюдины недостойны быть соперниками на поединке. Нельзя было принимать вызов от слишком молодых или слишком старых людей. Невозможно было вызвать на поединок родственника.
Вторая половина 18 века в России — самое дуэльное время. И прогресс цивилизации принес техническое усовершенствование в виде дуэльного пистолета. Строго запрещена была дуэль и Петром I, и Екатериной II, и Александром I. Но целые фабрики процветали на производстве дуэльных пистолетов.
И опять-таки строгих правил дуэли не было. Условия каждого поединка обговаривались секундантами и могли варьироваться. Неизменным было условие: не менее 10 шагов между дуэлянтами. Они могли стоять или двигаться друг к другу. Они могли стрелять по команде или без команды. Вариантов множество.
И чаще всего эти поединки были просто ритуалом. Средство выпустить пар из горячих голов, да еще так, чтобы не держать более камень за пазухой. В этом смысле в ритуале дуэли даже можно здравое зерно найти.
Дуэлянты могли выйти на поединок и с помощью секундантов помириться. Могли выстрелить в воздух, и тем самым полностью соблюсти все условия.
И именно такими были большей частью дуэли самого Пушкина. Относился он к ним довольно жизнерадостно, никогда не упорствуя в желании уничтожить противника.
Первая дуэль состоялась в Лицее. Обиженный за насмешливый стишок Пушкина несуразный и вспыльчивый Вильгельм Кюхельбекер вызвал его на дуэль.
Трагикомичный был поединок, принимая во внимание близорукость Кюхли. Стоя под выстрелом, Пушкин крикнул Антону Дельвигу, секунданту, чтобы тот поменялся с ним местами. Под пистолетом Кюхли, мол, безопаснее — все равно промахнется. Разгневанный Кюхля выстрелил и сбил пулей фуражку на голове… Дельвига. А Пушкин от своего выстрела отказался.
Эффектной была и дуэль в Кишиневе с прапорщиком Зубовым, которого Пушкин обвинил в шулерстве. Наш поэт вышел на поединок с полной фуражкой черешни, которую и кушал в свое удовольствие, пока прапорщик в него целился. Зубов промахнулся. А Пушкин опять отказался от выстрела.
Помните этот сюжет? Видимо, в вынужденном болдинском уединении о многом припомнил наш поэт, и передумал, и перемыслил.
Продолжение цикла: Не дай мне Бог сойти с ума…
Узнала много интересного из Вашей статьи: даже не думала, что дуэли у Пушкина были и раньше.