«Парнасский брат» (А.А.Дельвиг)

delvig

Вокруг Пушкина

До обидного мало знаем мы о человеке, которого Пушкин считал гениальным поэтом, глубоким мыслителем и ближайшим своим другом.Осталась для нас, потомков, строчка из школьного учебника — «лицейский друг Пушкина» и романс «Соловей» на музыку А.Алябьева. Да и имени автора стихов мы чаще всего не знаем.

Бывают удивительные, редкие личности, живущие в какомто другом измерении. Будто забрели в наш мир по ошибке. Мы обычно считаем их неудачниками и всячески стараемся перевоспитать. В результате вгоняем их в страшную депрессию, потому что другими они быть не могут.

Антон Антонович Дельвиг, барон, потомок древнего рода прибалтийских немцев был вот таким не от мира сего человеком.

Вглядитесь в портрет. Вообще портретов Дельвига крайне мало. Если зарисовка лицейского времени, где он еще с буйными вихрами и без очков, подслеповато щурится. Есть почти совсем любительский набросок. И этот портретминиатюра, на редкость удачный.

А почему так мало портретов? Поверьте, не от бедности.

В то время портретное искусство было тем же, что для нас фотография. Портретов делали много и по самым разным поводам. А Дельвигу, похоже, просто не нужны и не интересны были собственные портреты.

Вот таким был он всю жизнь. Ленив во всем, что касалось физической деятельности и стандартных человеческих потребностей. Вся его жизненная активность протекала исключительно в глубине: в душе и разуме.

На портрете человек с исключительно мягкими чертами лица, такими округлыми и слегка бесформенными. И взгляд сквозь очки кажется сонным.

Но всмотритесь. И вдруг появится совсем иной Дельвиг, с твердым и мудрым взглядом и затаенной иронической улыбкой.

В Лицее учиться ему было лень. Зато одним из первых в Лицее, одновременно с Пушкиным он начал публиковать в журналах свои стихи. Это уже было немало. Потому что, по воспоминаниям друзей, стихи свои он очень ленился записывать и легко забывал.

А стихи эти юного Пушкина поражали. И вполне возможно, чемуто он у Дельвига и учился, и заимствовал.

Любимых тем у Дельвига было двеТакое впечатление, что и форму своим произведениям ему было лень выбирать, и потому брал он известные образы. Это были стилизации под древнегреческую поэзию и русскую народную песню. И каждый раз в эту готовую форму вписывал Дельвиг свое собственное уникальное содержание, свое мироощущение.

По воспоминаниям друзей он был мастером устного рассказа. Тут его фантазия не знала границ, рождая удивительные миры и идеи.

И был он замечательным другом. Душевное родство было для него, повидимому, самым главным в жизни. Он легко рискует карьерой, положением в свете, чтобы поддержать друзей.

Так он не побоялся отправиться в Финляндию к разжалованному Баратынскому. А за то, что навестил опального Пушкина в Михайловском, он был даже уволен из Публичной библиотеке, где служил под началом Ивана Андреевича Крылова.

Умер он совсем молодым в 32 года от тифа. Смерть его была таким ударом для Пушкина, что он чуть не отложил свою долгожданную свадьбу с Натальей Гончаровой.

Продолжение цикла

«Парнасский брат» (А.А.Дельвиг): 6 комментариев

  1. Очень хорошо, Оля, что вспомнила этого замечательного человека!!! И так хорошо о нем написала! Напишешь еще и о Баратынском? А и о Крылове до кучи… Еще раз спасибо!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.