Мастера изобразительного искусства
37 лет — какой-то странный рубеж в жизни творцов. Пушкин, Маяковский… Ван-Гог.
Он работал так исступленно, как будто знал, что век ему отпущен очень малый. Не доучился в свое время в школе, как будто спешил на какую-то дорогу, только ему понятную. И дорога началась с фирмы, торгующей картинами. Туда взял его на работу в качестве дилера его дядя.
И здесь начались его первые шаги в живописи под влиянием творчества Милле. Странные, неземные картины о земном этого французского художника-реалиста, по-видимому, научили Винцента видеть мир в ином ракурсе, иными глазами.
Первые картины Ван-Гога реалистичны, но так странен этот реализм.
«Едоки картофеля». Странные люди за столом с искаженными до уродства лицами. Едоки, почти неодушевленные существа, подобные тому же потребляемому картофелю. И палитра «картофельная», в грязно-коричневых и черных тонах.
«Прогулка заключенных» — и опять ощущение неодушевленности, страшного круга, в котором уже нет живых.
Все это результат собственной работы, собственного постижения пути. Академию изящных искусств в Брюсселе он тоже бросил, как и школу. Опять позвал его иной путь.
Из торговой фирмы его уволили за пренебрежение обязанностями. Он пытался работать учителем, проповедником в евангелистской общине, берется за какие-то случайные заработки — и нигде не может найти себе места. Пытается создать семью — получает отказ. Как будто все пути, на которые он пытается вступить, кем-то закрываются перед его лицом.
Начинается душевная болезнь, которая будет прогрессировать до самой смерти.
В 1886 году Винсент Ван Гог приезжает в Париж к брату, который занимается фамильным бизнесом, торговлей картинами. Здесь начинается новый период жизни и творчества. Наконец в студии Фернанда Кормона он находит нужное направление. Начинается самый яркий период в жизни художника. Он изучает технику собратьев по искусству, французских импрессионистов. Исследует японские гравюры. Познает теорию цвета. И здесь появляется его личная, ни с кем не схожая техника. Удивительный упругий мазок, который живет на холсте собственной жизнью по собственным законам.
В это время рождаются шедевры.
Вот удивительный почтальон Рулен. Необычайно радостными красками написан портрет: синева мундира, желтые галуны, всеми цветами меди отливающая борода, так заботливо расчесанная надвое и подобная кучевым облакам. А за спиной зеленые обои с трогательными букетиками. И сколько забавного самодовольства во взгляде, и как забавно сочетание этого гордого взгляда и детской яркости красок.
Но принятый и понятый своими собратьями по искусству, Ван-Гог публикой принят не был. Чуть-чуть раньше времени он появился.Буквально десять-двадцать лет — и такие формы искусства стали популярны и востребованы.
А Ван-Гогу этого признания при жизни не досталось. И подступающая депрессия буквально разрушала его до его гибели в 1890 году.
Посмотрите на его автопортреты. Сколько боли в глазах того, кто ходит пятками по лезвию ножа!
Продолжение цикла: Демоны Михаила Врубеля
Бесподобные ирисы и подсолнухи. Спасибо за подборку.