В 1923 году шел как-то по Невскому молодой человек в пролетарской кепке, высокий, поджарый, папироска в зубах. Никакие глухие питерские подворотни такому не страшны.
Читал попутно все афиши и объявления, заглядывался на все витрины и вывески.
Одно объявление чем-то привлекло его внимание. Он оглянулся: какой там номер дома? — и свернул в ближайший двор.
Так появился в мастерской ФЭКС будущий мастер советского киноискусства Сергей Герасимов.
В Петроград он прибыл с Урала, из города Миаса, где он родился 3 июня 1906 года.
Семья была необычная, отец и мать — политические ссыльные, несколько лет провели в Сибири за революционную деятельность. Выбрались оттуда лишь в 1896 году. Отцу удалось пристроиться на Миасском заводе инженером-технологом. Но в 1909 году он погиб в геологической экспедиции, оставив жену и пятерых маленьких детей.
Трудно сказать, как умудрялись они выживать, но мать, умная и интеллигентная женщина, видимо, дала своим детям много! Одними из первых ярких впечатлений детства остались для Сергея Герасимова посещения театра, который стал его мечтой.
Приехав в 1923 году в Петроград, семнадцатилетний Сергей стал студентом художественного училища, которое сейчас носит имя Н.К. Рериха. Но время было такое, что хотелось успеть везде и попробовать все!
В мастерской ФЭКС Сергей Герасимов нашел людей той же крови! Они и были все почти ровесниками и прекрасно понимали друг друга. Его учителя, Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, были старше его всего на год, а за плечами пока ничего, кроме шумных провалов!
Каковы были эти первые роли Сергея Герасимова в кино?
Обыгрывается его эффектный облик: аристократическая статность, красивое холодное лицо истинного голливудского героя-любовника, выразительный взгляд из-под нависших бровей. Настоящий жестокий и коварный враг, с которым предстоит сразиться героям фэксовских фильмов.
Таков он в роли фокусника в фильме «Чертово колесо» 1926 года
В роли провокатора Медокса в фильме «Союз Великого дела» он ярко двуличен, умудряясь возбуждать одновременно и восторг дам своим светским блеском и отвращение чрезмерностью всех этих бьющих в глаза красок. И режиссерам, и актеру вполне удалась задача с первых же кадров раскрыть предателя под блестящей маской.
Но фэксовцы не были бы фэксовцами, если бы не боялись всяческих приклеевшихся масок и штампов.
В фильме «Шинель» Сергей Герасимов в роли шулера резко эксцентричен, карикатурен. От светского красавца не осталось и следа.
А в фильме «Новый Вавилон» он уже новый, сложный, неоднозначный и трагический.
Молодой парижский журналист, оказавшийся в самой гуще событий Парижской коммуны и запутавшийся в ее сложностях и противоречиях. Прекрасное умное лицо, страстный блеск глаз. И вдруг дальше пустота, как будто ушла жизнь и душа из этой личности. Обмякшая фигура, блуждающий, растерянный взгляд. Нет почвы под ногами, нет пути вперед.
Вместе с фабрикой ФЭКС Сергей Герасимов прошел первые шаги в кино. В дальнейшем, закончив техникум сценических искусств, который позже стал Институтом сценических искусств, Сергей Герасимов стал блестящим кинорежиссером, создавшим как шедевры советского кино «Семеро смелых», «Тихий дон», «Люди и звери», так и сложнейшие психологические драмы последнего советского десятилетия: «Дочки-матери», «Любить человека», «Юность Петра», «Лев Толстой»
После огромного перерыва он снова начинает изредка играть в собственных картинах. И это уже совершенно другой Герасимов — не эксцентрик, а тонкий психолог.
А педагогическая деятельность Сергея Герасимова в Институте сценических искусств — это отдельная тема. Из его мастерской вышли такие звезды нашего кино, как Георгий Жженов, Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Николай Рыбников и многие другие.
Продолжение цикла: «Янина Жеймо»
Ольга! Восхищена твоими рассказами!