Дом Бубыря

photo_46-47545

Тени Серебряного века

1897 год. Близится к концу 19 век. 100 лет — немалый срок для человеческой культуры. Меняется все: стиль жизни, язык, литература, искусство, мода. Меняется и архитектура.

Давно уже не строятся в Питере дома в стиле классицизма, которые создали облик исторического центра. В середине века выросли на окраинах Петербурга скучные доходные дома.

Помните, как в прошлом ХХ веке сетовали на безликость многоэтажек, «хрущовок» и «брежневок»? До сих пор под новый год «Иронию судьбы» смотрим.

Доходные дома середины 19 века были для русской архитектуры теми же многоэтажками.

И вдруг в начале века двадцатого на той уникальной культурной волне, которую называем мы сейчас Серебряным веком, появился новый, необычайно изысканный стиль.

photo_237-243358

Почему 1897 год? Ничем особенным этот год не интересен. Разве что тем, что прибыл в Петербург симпатичный украинский юноша со смешной фамилией Бубырь. Алексей Федорович Бубырь.

Поступил он в Институт гражданских инженеров, в советское время назывался этот институт ЛИСИ и был совершенно замечательным, элитным ВУЗом, ныне это Архитектурно-строительный Университет, СпбГАСУ

Институт готовил своих студентов на совесть. Алексей Бубырь в процессе обучения стажировался в целом ряде европейских стран. Особенно увлекся он северной средневековой архитектурой.

В 1902 году он закончил курс. Тут же начал свою деятельность и в государственном ведомстве, и работая с частными заказами.

Один за другим растут дома на Фурштадской, на улице Ломоносова, на Кирочной, Загородном, Таврической. Все свободнее и раскрепощеннее индивидуальный стиль архитектора. Все смелее экспериментирует он с новыми формами и образами.

Screenshot_17

В 1906 году Алексей Федорович Бубырь совместно с архитектором Николаем Васильевичем Васильевым, его надежным партнером и единомышленником принимают заказ от домовладельца Угрюмова на проект доходного дома на Стремянной улице.

Где такая улица в Питере? Теперь это центр города. Совсем рядом Невский проспект, с двух сторон улица Марата и Владимирский проспект. В начале двадцатого века — это окраина, спальный район. Сразу за фасадом Невского начинались почти деревенские тихие квартальчики с пустырями.

Алексей Бубырь на тихой Стремянной улице создал сказочный дом! Сказочный весь, целиком, от подвала до крыши. Сказочный в любой своей детали. Весь в барельефах. Подобие целого мира на стенах дома. Неведомые рыбы и птицы, ели, грибы, звезды, светила и прямые, и опрокинутые кверх тормашками!

Удивительный дом! Он и поразительно ассиметричен и вместе с этим поразительно гармоничен. Как нечто природное, как северные обветренные скалы!

И таким, видимо, любимым детищем стал этот проект, что архитектор сам выкупил у домовладельца этот дом, поселился в нем и создал в его стенах мастерскую.

Этот дом стал классикой, достопримечательностью Петебурга. И вошел в питерскую историю как «Дом Бубыря»

А судьба талантливого архитектора сложилась несчастливо. Революция лишила его заказов, а значит, и обрекла на нищету. Ему удается в 1919 году выехать из Петрограда на родную Украину. Но закончилось это бегство трагически. Уже у себя на родине он был убит бандитами.

« 1 из 2 »

Продолжение цикла: Александр Бенуа

Дом Бубыря: 4 комментария

    1. Как не кликабельны? Они внизу, под статьей должны быть кликабельны!

Добавить комментарий