Если бы мы перенеслись сейчас на две тысячи лет назад на северное побережье Африки в Александрию и прошлись по улицам этого великолепного античного города, то неподалеку от храма матери богов Исиды нашли бы огромный храм, к которому нам пришлось бы подняться по широкой лестнице в 100 ступеней. Целый комплекс построек, воздвигнутых на специально насыпанном холме, включал в себя несколько святилищ, часовен, библиотеку. Все эти постройки, связанные общей колоннадой образовывали несколько внутренних дворов. И в центре, за высокой каменной стеной особое святое место, окруженное четырьмя сотнями колонн.
Это Серапеум, храм египетского бога Сераписа.
Но напрасно будем искать мы изображения этого бога на папирусных свитках. Серапис — творение новой эпохи.
Птолемей I, создатель великой и мудрой Александрии, понимал, что для укрепления его государства недостаточно политики и науки. Нужна была религия, которая объединила бы античную европейскую культуру с древнеегипетским пантеоном.
Если нет под рукой подходящего бога, сделаем его сами! И для создания нового бога были приглашены две равноправные стороны: представитель древнего жреческого рода грек Тимофей из Элевсина и жрец и знаток истории Древнего Египта Манефон из египетского города Себеннита.
Имя новому богу составили из двух: Осирис и Апис. Осирис — великий владыка подземного мира, супруг великой матери Исиды. Апис — божество в образе быка, земное воплощенеие первоначально великого творца Птаха, а позже воплощение того же Осириса.
Итак, в результате получился двойник Осириса, новое его воплощение.
Но этому воплощению необходимо обоснование.
И придумана была следующая легенда. Дело было так. Когда Птолемей I Сотер создавал свою новую столицу Александрию и устанавливал ритуалы для ее освящения, приснился ему чудный сон.
Прекрасный юноша-бог огромного роста потребовал поставить в Александрии свою статую, перенести ее с Понта. Это обеспечит новому храму великую славу. Сказал он это и в всполохах небесного огня исчез в вышине.
Наутро Птолемей рассказал свой сон мудрецам. Но они ничего не знали про город Понт и про статую неведомого божества.
Тут на помощь пришел Тимофей из Элевсина. Он отправился в город Понт, расспросил жителей и узнал, что стоит с древних времен в ближайшем городке Синопе древний храм, где есть статуя бога подземного мира, а рядом с ним статуя женщины.
Пока Тимофей занимался поисками, Птолемей совершенно забыл о своем сне — дел у правителя было в новой столице много.
Но юноша приснился ему снова. На этот раз он был разгневан промедлением и пригрозил царю гибелью всего царства.
Испуганный царь отправил в город Синопу посольство с богатыми дарами тамошнему правителю. А по пути заглянуть в святилище бога-прорицателя Аполлона Пифийского и спросить, как быть им с этой статуей. Аполлон ответил посланникам, что статую из Синопа необходимо привести в Александрию. И воодушевленные этим благословением посланники прибыли в Синоп.
Там они одарили правителя города и изложили просьбу Птолемея.
Правитель был в большом замешательстве. И дары были очень хороши, и приказ Аполлона не оставлял сомнений. Но народ пришел в негодование и запретил египтянам касаться статуи бога.
Птолемей присылал все новые и новые дары правителю, а синопский народ не сдавался.
Тогда сам юноша-бог явился во сне правителю Синопа, потребовал исполнить его волю и отправить статую в Александрию.
Но правитель все же боялся народного гнева. Тогда на Синоп обрушились великие беды: повальные болезни, катастрофы, бури и землетрясения. Испуганный повелитель Синопа собрал народ и пытался убедить их не гневить бога. А народ не сдавался, не боялся ни болезней, ни бурь. Люди даже выставили охрану вокруг статуи.
И тогда произошло великое чудо. Статуя сама сошла с пьедестала, вышла из святилища, вызвав великий ужас и смятение, прошла по городу и вступила на палубу египетского корабля.
И всю дорогу к Александрии дул попутный ветер и нес египетские корабли.
Вот такая легенда была создана для обоснования введения нового ритуала.
Серапису была отдана власть над подземным миром и одновременно власть надо плодородием земным. По существу, Серапис был коллегой древнегреческой Персефоны. А служил Серапису верой и правдой трехглавый пес Цербер.
Поскольку божество было новым, важно было правильно организовать пропаганду, чтобы поднять его имидж. И стал Серапис в короткое время божеством универсальным. Ему можно было молиться и об урожае, и о поминовении мертвых, но при этом и о здоровье и излечении, а заодно и о продвижении по службе.
Не удивительно, что вокруг него создалось особое сообщество людей, ему преданных. Они жили отдельной общиной, проводили время в служении этому богу и прорицаниях от его имени, не будучи жрецами. Это пожалуй было прообразом христианского монашества.
Одно из таких прорицаний было дано в ответ на скептический запрос кипрского владыки, что, мол, за новый такой бог появился в Александрии.
По-видимому, кипрскому правителю не нашлось, что возразить.
Культ Сераписа существовал еще долгое время. Лишь в 391 году нашей эры в столкновениях язычников с пришедшими к власти христианами Серапеум был разрушен и приверженцы этого культа объявлены вне закона.
Продолжение цикла: Школы Древней Греции
Ольга, ваш цикл Школы Древней Греции, конечно, потрясающий!