Пророки истинные и ложные

По страницам Священного Писания.

Канонический текст Евангелия содержит тексты, созданные во II-III веках нашей эры, то есть теми, кто не был современником Христа и знал о нем лишь по преданиям и иным источникам.

А были эти источники? Может быть, как проповедовал Ивану Бездомному Михаил Берлиоз в «Мастере и Маргарите», все Евангелие — лишь позднейшая выдумка, фантазия на тему древних культов?

А такой источник на самом деле был. Ранние христианские мыслители, создававшие канонические тексты, основывались на «Дидахе», поучении Христа тем самым первым двенадцати апостолам. Долгие века считалось, что этот документ потерян или же его никогда не существовало.

Но в 1873 году Никодимийский митрополит Вриенний работая в древних библиотеках Иерусалимского патриархата нашел этот уникальный документ. Исследователи датировали его пятидесятыми годами первого века. То есть, документ, написанный младшими современниками Христа, теми, кто действительно мог слышать его поучения.

В этом документе говорится и о нравственных заповедях христианства, и о ритуалах новой христианской церкви, и о том, как нести это учение в мир.

Интересна здесь часть, которая касается истинности пророка, личности, несущей учение.

В чем разница между настоящим апостолом Христа и обманщиком, преследующим личные цели?

Различие первое. Апостол всегда в пути по миру. Нигде не задержится он долее двух дней. Вросший в бытовую жизнь — уже не апостол. Он будет держаться за материальные блага, а значит, и пророчества его будут ложными, лишь в свою пользу обращенными.

Различие второе. Апостол никогда не возьмет в руки деньги. Он может принять в дар хлеб, чтобы поддержать силы для бесконечного пути. Но деньги, которые притянут к себе желание ими обладать в большей мере, апостол брать не должен.

Различие третье. Пророчество апостола должно сопровождаться трапезой для бедных слушателей. При этом истинный пророк сам к еде не прикоснется. А ложному пророку, конечно, захочется и самому отведать собственного дара. Не сможет он справиться с инстинктом собственности.

Но в этом же «Дидахе» описаны и возможные отступления от этих правил. Если пророк силен в своей вере и в своем бескорыстии, то может поселиться в христианской общине какого-либо города. Может он и жить за счет своего ремесла, если владеет им. А может и жить за счет пожертвований верующими.

Первые христианские общины существовать исключительно на таких пожертвованиях. Твердо установленной суммы не существовало. Каждый давал столько, сколько было ему по силам. Эти пожертвования и могли идти освобожденному от дел пророку, если община сочтет его таковым. А если пророка в общине нет, то собранные пожертвования делились между нищими и беднейшими членами общины.

Любопытен здесь сам демократический характер ранней христианской общины. Духовного учителя, по существу, нет: не каждой общине повезло с собственным пророком. А епископы и дьяконы, которые упомянуты в «Дидахе» — это всего лишь административно-хозяйственные должности, но никак не духовные наставники. И в этом раннем христианском документе особо оговаривалось, что к епископам и дьяконам следует проявлять уважение, — настолько силен, видимо, был дух равенства пред Богом.

Таким образом, раннее христианство держалось исключительно на подвижниках, которые посвятили жизнь Истине и во имя этой Истины отказались от всех земных материальных благ.

Очень интересно сопоставить это с нашим интересным временем, когда пророки всего и вся множатся, как плесень. Попробуйте проверить их по этим трем вышеперечисленным критериям?

Продолжение цикла: Каин и Авель

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.