Двадцать один год тянулась Великая северная война между сильной воинственной Швецией и молодым русским государством, только что вставшим на ноги.
И одной из величайших побед в этой войне была Полтавская битва, где Петр I показал себя талантливым полководцем.
Это событие надо было увековечить. Каждое молодое государство, только-только заявив о себе, торопится скорее писать свою историю. Как мы в детстве отмечаем карандашом свой рост на дверном косяке.
Замысел монумента Петру I возник у Растрелли в том же 1709 году. Император одобрил идею и вместе со скульптором обсудил детали. Было решено создать два памятника. Один из них, пеший, предполагалось установить на стрелке Васильевского острова, на огромной площади, обращенной к Неве. Этот памятник планировался в 64 фута вышиной, вот такой гигант. Он должен был стоять на Стрелке, как символ нового города-победителя.
И еще один памятник был спроектирован Растрелли, конный. Немного меньше размером — 52 фута. Он предназначался для Летнего сада и должен был стоять перед Летним дворцом Петра I.
Работал скульптор над этими памятниками много лет.
Умер Петр I. Сама идея этих памятников потеряла актуальность на два с лишним десятилетия. А Растрелли продолжал работу над конным памятником Петру. Конная статуя из гипса была сделана в натуральную величину и полностью готова к отливке в бронзе. Но осенью 1744 года Карло Растрелли умер. Отливку статуи выполнил его сын, архитектор В.В.Растрелли. Началась работа над огромным, затейливо украшенным пьедесталом, состоящих из чеканных и отдельно отлитых элементов.
Финансировалась работа плохо. Статуя, так и не законченная, лежала на литейном дворе, пережила там двух императриц Анн и царствование Елизаветы, пока совсем не была забыта.
Менялись вкусы, менялись стили. Памятник становился старым, еще не начав жить. Помещение, в котором шли работы, ветшало, протекало.
В 1762 году на престоле внезапно, нарушив все законы и традиции, оказалась Екатерина II. Как убедить весь мир в своих правах на русский престол, если этих прав по существу нет? Только создав культ!
И тут же возникает в кругах ее приближенных идея памятника императрице. Разработка этого проекта была поручена руководителю Конторы строений Ивану Ивановичу Бецкому.
Но в самый разгар работы Екатерина II вдруг наотрез отказывается от идеи памятника себе самой. Гораздо умнее и правильнее поставить памятник великому Петру I. Мудрость решения заслуживает уважения. Сейчас бы назвали это тонким пиар-ходом. Самим фактом прославления имени создателя Петербурга и нового российского государства императрица продемонстрировала миру и уважение к истории страны, и уважение к личности царя-преобразователя, и собственный ум, справедливость и скромность. То есть, все те качества, которые создали ее популярность у философов эпохи Просвещения.
Тогда-то и вспомнили о незаконченном памятнике работы Растрелли и о его проекте пешего памятника на Стрелке.
Осенью 1764 года Екатерина II приехала на литейный двор, чтобы посмотреть на статую, которую срочно подготовили к показу.
Статуя Екатерине не понравилась. В принципе, она была права. Для Растрелли было важно изобразить царя-полководца, воина, победителя, грозного и величественного. Спустя 50 лет стало важным показать его создателем государства, тем, кто смог увидеть в глуши и болотах образ прекрасного города Санкт-Петербурга.
Так возникла идея совершенно нового памятника Петру Первому. Такого, какого не было еще никогда.
А что делать с конной статуей? Решено было все же его установить. Но где? Рассматривались варианты установки памятника в Полтаве, в Кронштадте. А он все стоял на литейном дворе возле Троицкого моста под деревянным навесом до самого конца 18 века.
Только при Павле I начались работы по установке памятника рядом с Михайловским замком. В 1800 году был подготовлен постамент по проекту Федора Волкова. И многострадальный монумент занял свое место в Санкт-Петербурге.
Продолжение: Профессор Фальконе
Первый памятник Петру: 1 комментарий