Михаил Песин
Рецензия на сборник стихотворений Ольги Грибановой
«Отражения, тени и сны»
При знакомстве с женской поэзией (само понятие коей появилось относительно недавно, лишь в конце XIX века, и до сих пор не имеет чёткого определения), неизменно вспоминаются рассуждения Максимилиана Волошина, считавшего, что «женщина сама не способна творить языка, потому в те эпохи, когда шло творчество элементов речи, она безмолвствовала и лишь потом научилась выражать на нём свои переживания и находить слова для оттенков менее уловимых, чем на это способен мужчина». При этом, женская поэзия многими критиками определяется как явление второсортное и часто не имеющее права на существование.
Аргументируются такие заявления тем, что женщина, де, не создает в литературе ничего нового, описывая лишь свои, никому не неинтересные чувства. Споры ведутся до сих пор. Мне ближе мнение поэта Веры Павловой, считающей, что женской поэзии не существует – есть стихи талантливые и неталантливые, но те, которые пишутся женщинами, более интересны, именно по той причине, что поэзия, сотворенная женщинами, воссоздает образ Женщины глазами Женщины.
В верности этого суждения убеждают стихи, представленные замечательным питерским поэтом лауреатом литературных премий, членом Интернационального Союза писателей Ольгой Грибановой в сборнике «Отражения, тени и сны». В лирических стихотворениях, написанных автором в разные годы, явственно слышится голос зрелого поэта с собственной, свойственной только ей, Ольге Грибановой интонацией, для которой создание стихотворения не процесс стихосложения, а едва ли не материальное действо:
Я леплю тебя из снега
И весенних облаков –
Тонкий, свежий и холодный,
Белый, чистый и свободный
От обыденности бега
И реальности оков.
Автору вообще свойственна визуализация чувств, позволяющая описать их пусть незатейливыми, но необыкновенно ёмкими образами, когда достаточно лишь обозначить: «Мы с тобою так несхожи, Как гитара с саксофоном…», чтобы поведать читателю о страстной любви двух противоположностей, затеявших спеть одну и ту же песню так, что «вот-вот срастутся тесно… руки, ноги, плечи» и не важно «кто кем был когда-то», если оба «Стали песней, звуком, звоном».
Но особенно привлекательным, существенно отличающим «Отражения» от большинства поэтических сборников, мне видится блестящее владение автором всевозможными формами стихосложения. Многим ли из любителей изящной словесности вообще известны эти формы? Ну, разве, сонеты. Да и то лишь, что содержать они должны 14 строк, а уж из каких строф состоять и по каким канонам обязаны формироваться в них рифмующиеся строчки – из области высшей математики. А вот для Ольги Грибановой такие понятия, как терцина, дистих, катрен, синквейн или хокку – не просто обыденность – инструментарий, позволяющий наилучшим образом воплощать поэтические замыслы.
А замыслы эти весьма интересны, о чём свидетельствуют собранные в книге циклы стихов «Тени Серебряного века», «Взрослые сказки», «Цитируя Экзюпери», «Роза ветров», «Среди снов», «Под музыку» и «Петербургские причуды». За каждым из этих названий – попытка, оттолкнувшись от известных образов, понятий или цитат, рассказать о собственных переживаниях, чувствах и раздумьях. Всё это красноречиво говорит о том, что сборник «Отражения, тени и сны», посвящённый великому чуду восприятия нашей душой мгновений человеческой жизни и трансформации этих восприятий в поэтические образы – безусловное явление в отечественной литературе, достойное внимания широкого круга читателей.