Рецензия на сборник стихотворений Михаила Песина “Переплески перекатов”
Двухтомный сборник стихотворений поэта, барда, редактора Михаила Песина “Переплески перекатов” — явление замечательное. Ни одной случайной детали, как в целостном самостоятельном произведении — недаром три части этого издания обозначены автором как главы.
Название сборника сразу приковывает внимание и изысканным ритмом пеонов, и аллитерацией, которую так любит автор. Этот сложный ритм побуждает искать оттенки смысла, и живописная картина шумящей по камням воды вырастает в аллегорию жизни поэта, бегущей по трудному пути и расплескивающейся брызгами стихов. И вот читатель уже готов к восприятию живописных ритмов и глубокого содержания.
Необычна и композиция сборника — по обратной хронологии, начиная с самых недавних стихов, собранных в главе “Покуда” до самых ранних в главе “Поначалу”. И даже эти названия глав звучат в ямбическом ритме: “Покуда”, “Прежде”, Поначалу”.
Почему такая композиция? А ответ в прекрасно написанном предисловии “От автора”. Поэт, уроженец Нижнего Новгорода, смотрит на свой творческий путь как будто с волжского откоса: вначале то, что рядом, под ногами, и вот поднимается взгляд все выше, и дальше разворачивается картина этого пути.
Михаил Песин — талантливый музыкант, бард. Его поэзия строится на множественности ритмов: привычный метрический ритм, ритм аллитераций, ритм грамматических конструкций — и из всего этого многообразия вырастает глубокий смысловой ритм. Как в стихотворении “Звонко заздравно летящие…”
Построенное на ритме причастий, оно удивительным образом не воспринимается монотонным, а выстраивает особый смысл звучащей человеческой жизни: младость мычащая — детство орущее — юность поющая — зрелость говорящая. И внезапное, шоковое:
Старость, едва ль не вопящая
сердцем, все чаще молчащим.
Эта фраза как удар лбом в неведомую преграду. Она заставляет читателя остановиться, чтобы остановить этот звучащий бег по возрастам, и осознать трагизм этой вечной борьбы человека с убегающим временем.
Эта глава сборника наполнена грустной и мудрой иронией, рождающей удивительные стихи.
Дождь носом тычется в листки моей тетради,
как мокрый и взлохмаченный щенок.
Из этого забавного образа вдруг неким забавным путем вырастает мысль о тайне рождения поэзии.
И вот уже ничье,
колышется зеленым опереньем
в лазурь небес летящего куста
изысканнейшее стихотворенье! —
Мои не осенившее уста.
Во вторую главу сборника вошли стихотворения, изданные до 2019 года. Их порядок в сборнике не укладывается в хронологию. В самом разнообразии тем, сюжетов, настроении, ритмов читателю предложено угадывать особый смысл. И вся эта глава под названием “Прежде” — о бесконечности угадывания ускользающих смыслов о том, как “звуки прорастают в суть вещей, в тайные законы мирозданья”.
И в этот процесс включается все художественное творчество, напитавшее автора: строки Лермонтова о “немытой России”, волшебные пятна “пуантализма”,
твой Пушкин и Марина,
твой Визбор, Галич и — Ока”
А как захватывает игра уникальными рифмами в стихотворении “Август” 1981 года!
Рябит
август:
рябины
ал куст,
пять в ряд
ягод
пестрят
влагой.
Причитая,
кричит стая —
пора
птицам
торопиться.
Вот так легко автору вовлечь во все это и читателя, чтобы вместе посетовать: “исчезает души сумасшествие”.
И конечно, о любви — тоже удивительно. Так дерзко, например, разрушает поэт сонетную графику в стихотворении “Сонет”, чтобы вместе с читателем приласкать каждое слово в этой оде любимому имени.
Любимая,
как сладко твое имя
нанизывать на нитки
строк и строчек.
Ласкать губами.
Нежно трогать ими
по буковке, по слогу.
И слагать
из них прохладный,
как снежок, комочек.
И невозможно не откликнуться на тонкий и юный романтизм главы “Поначалу” во втором томе сборника.
Был неба перевернутый стакан
наполнен до краев прохладой утра,
и с тополей серебряная пудра
в безводный тихо сыпалась фонтан.
Стоял июнь. Наивная сирень,
почти обломанная отцветала.
И все-таки упорно источала
свой сладкий запах.
Приближался день.
Пришла пора вспомнить о том, что это лишь взгляд автора на свое творчество с высоты волжского обрыва. Это выбранные им, прекрасным поэтом Михаилом Песиным, произведения, это его вИдение собственного творчества, тот путь от молодой романтики советского времени, через дерзость открытий, через воздвижение пьедесталов и свержений с пьедесталов, через пытливое внимание к каждому звуку бытия — к теплой мудрой улыбке вечно молодого сердца.