Публицистика – это литература, привязанная к конкретному времени. Время ушло – и с ним ушла актуальность произведения. Остаются в литературе имена великих писателей, а имена публицистов только в том случае, если они говорят что-то дельное об этих великих писателях. Несправедливо, но вероятно в этом есть свой смысл и своя правда.
Иначе было с Салтыковым-Щедриным. Его публицистика вырывается из временных границ, и происходят фантастические вещи. Когда я читала все, что было им написано, том за томом, иногда мороз по коже пробегал. Напомню, это конец брежневской эпохи. Многие идеологические запреты и ограничения постепенно теряли смысл, существовали только по традиции и были, казалось, смешны самим идеологическим вождям. О многом можно было уже осторожно говорить и говорилось. Но негласный запрет на изучение наследия Салтыкова-Щедрина висел в воздухе. А в 50-х годах этот запрет был практически гласный.
Доктор филологических наук, исследователь литературы второй половины 19 века Г.В.Иванов рассказывал, что когда он собирал материал для диссертации по «Истории одного города» , ему пришлось буквально с боем отстаивать свое право работать с архивами. Если бы речь шла об архивах советского времени – хоть понятно было бы. Но ведь не пускали его в архивы 60-80 годов 19 века.
Наконец, разрешение было получено, но под особым контролем органов. Выглядело это следующим образом. Напоминаю, дело это было в конце 50-начале 60 годов прошлого века. Никаких ксероксов и в помине еще не было! Материалы из архива не выносятся. Работа только вручную, архивные материалы переписываются от руки на отдельные листы А4.
А контроль органов заключалось в следующем. В помещении архива за одним столом с аспирантом, работающим с документами, сидел некий безликий сотрудник и следил за тем, чтобы ни одно слово из архивного документа не было скопировано на какие-то иные бумажки, кроме листов А4. Каждый исписанный лист сотрудник брал в руки, сверял с источником, чтобы удостовериться, что ничего лишнего не списано, — и ставил свою подпись!
Поскольку сотрудник ничего не знал о теме диссертации и о том, что собственно ищет диссертант, то смысла в его работе не было ни малейшего. Но исполнялось все это самым скрупулезным образом.
Чего же так боялись власти в середине ХХ века? Что такое в наследии Салтыкова-Щедрина пытались скрыть?
Приведу всего лишь несколько цитат. Звучат они пророчески!
Из цикла очерков «За рубежом»
Оглянитесь – как произошло, что этот культ поставлен ныне во главу угла?
Автор иронично признается в любви к государственным чиновникам:
А вот из более издаваемой и читаемой «Истории одного города». Идет перечень градоначальников города Глупова.
И наконец, то, что поражает своей пророческой силой. Перед нами картина – портрет последнего градоначальника города Глупова Угрюм-Бурчеева, пытающегося превратить город в военное поселение. А фон у этой картины такой:
Архипелаг ГУЛАГ собственной персоной!
Продолжение цикла: Юрий Тынянов
Оля!!! Это ВЕЛИКОЛЕПНО! Будешь продолжать? Салтыков-Щедрин стоит нашего внимания.
Думаю, надо продолжать. Тема очень близкая мне. )))