Юрий Тынянов

Тынянов

Книжная полка

Тени Серебряного века

Кого в литературе следует считать классиком? Когда речь идет о русской литературе 19 века, мы как-то и не сомневаемся. Кого в школе на уроках литературы изучали – тот и классик! А вот с ХХ веком большие сложности. Затейлива и непредсказуема была писательская судьба в советское время. Какие только писатели не включались срочным образом в школьную программу и затем так же бесследно не исчезали и из литературы, и из истории!

Кто же остался признанным классиком спустя 50-70 лет? Максим Горький – да! Несмотря на один-два слабых романа и ряд беспомощных драм. Но в целом – сильно, мощно!

Алексей Толстой, выросший из российской классики 19 века, — да, несомненно!

Михаил Шолохов – только своим «Тихим Доном», об авторстве которого до сих пор не утихают споры.

Поэты: Блок, Маяковский, Есенин.

Есть в нашей культуре ХХ века имя, не так известное сейчас, потому что этот писатель, литературовед, критик, драматург никогда не изучался в школе. Его романы всегда были в списке дополнительной литературы – только немногие удосуживались прочитать.

Юрий Николаевич Тынянов родился в городе Режица Витебской губернии 18 октября 1894 года. Ныне это город Резекне в Латвии. Здесь стоит его мемориальный дом-музей.

После окончания с серебряной медалью гимназии в Пскове Юрий Тынянов поступает на историко-филологический факультет Петроградского университета. И сразу излюбленной его темой становится пушкинская эпоха. Он включается в работу семинаров и студенческих научных обществ, посвященных творчеству Пушкина. В 1919 году его выпускной работой стала большая статья «Пушкин и Кюхельбекер». В печати она так и не появилась, рукопись была утрачена. Но материал, собранный Юрием Тыняновым, послужил основой для замечательных исторических романов и первых советских, еще немых, фильмов.

Еще студентом Юрий Тынянов становится членом научного общества ОПОЯЗ – Общества изучения теории Поэтического Языка. Это научное общество, молодое, сплошь студенческое, совершило настоящую революцию в литературоведении. Такое уж время было — революционное во всем! Впервые начали изучаться приемы литературного творчества. Это было ново, неслыханно, дерзко – «поверить алгеброй гармонию»! Из этого общества выросли такие гиганты российского литературоведения, как В.Шкловский, Б.Эйхенбаум, А.Пиотровский, В.Жирмунский, Б.Томашевский.90704479_1927Soyuz_velikogo_dela_1927

И Юрий Тынянов начал свой путь замечательной статьей, до сих пор острой и актуальной «Гоголь и Достоевский». Появляется целый ряд его исследований теории стихосложения и построения образа. И почти одновременно появляются первые художественные произведения. И сценарии первых советских фильмов.

Романы Юрия Тынянова поразительно написаны, истинным знатоком и художником слова. Взято лучшее, что было в русской классической литературе, — тонкий психологизм, образность, гуманизм. И взято лучшее, что принесла в литературу революционная эпоха – острота, нестандартность, новые ракурсы.

Screenshot_1

До сих пор лучшее, что можно почитать о Пушкине – романы Юрия Тынянова «Кюхля» и «Пушкин». О Вильгельме Кюхельбекере читатели узнали только из  посвященного ему романа. Грибоедов как личность был открыт для нас только Юрием Тыняновым в его романе «Смерть Вазир-Мухтара».

Тяжело и неизлечимо больной Юрий Тынянов работал над своими произведениями до последних дней. Умер он в 1943 году, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Продолжение цикла: Эдуард Багрицкий

Юрий Тынянов: 6 комментариев

  1. Мало кто помнит сегодня Тынянова. Разве что истинные любители истинной российской культуры. Спасибо, Оля что напоминаешь нам о нем! О том кто воспитал к литературе вкус во мне.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.