Продолжаем свой путь по длинному-длинному Обводному каналу. Мы остановились с вами прошлый раз на Лиговском проспекте у Крестовоздвиженского собора.
Перед нами мост, который называется в наше время Ново-Каменным. Мост как мост, ничего особенного. Современный такой, стандартный.
И не было бы в нем ничего интересного, если бы не его история.
А начинается история с самого первого десятилетия Санкт-Петербурга.
О том, что город наш стоит на болоте, всем известно. При этом мы едва ли представляем себе тот грандиозный труд, который превратил эти болота в город.
Первые года нашего города прошли в бесконечном дренаже заболоченной почвы. Каналы, каналы и каналы, — пока не уйдет вода и не позволит освободившейся суше принять на себя первые постройки. Многие из этих каналов петровского времени были потом засыпаны, надобность в них исчезла, они свое дело сделали.
В 1718 году началась огромная работа над очередным каналом. Это не был дренажный канал, как большинство строящихся тогда. Это был канал, который должен был снабжать жителей питьевой водой, а значит, требования к нему были иными.
К югу от города с древних времен лежала цепь небольших озер, самым большим из которых было озеро, получившее название от старинного поселка Дудергоф. Из Дудергофского озера вода небольшими речками перетекала на север, из одного озерца в другое, потому что места здесь возвышенные – так называемые Дудергофские высоты.
Из этой цепи озер вела начало маленькая речка Лига. Название это сохранилось только в названии поселка Лигово и дало имя каналу, который и начали рыть в сторону строящегося Петербурга. Это был канал с чистой питьевой водой. Отсюда брали воду водовозы и везли в город. Заканчивался канал большим бассейном, в который собиралась вода из речки Лиги, которая теперь называется Дудергофкой.
Догадываетесь, где проходил этот канал? Конечно, в самый раз по Лиговскому проспекту. А куда же делся бассейн? Исчез. На этом месте сейчас находит Некрасовский сад на пересечении улицы Некрасова и Греческого проспекта.
Особая история связана с исчезновением этого бассейна. Необходим он был городу не только для питьевой воды. Отсюда шли подземные трубы в речку на тогдашней окраине города, за которой начинались сады и загородные владения. И самым первым загородным садом был Летний, где была резиденция Петра. Вот такой статус был у этой речки – отмечать собою границу города. А чтобы поражать воображение, что очень любил Петр Великий, эта речка была украшена фонтанами и потому получила название Фонтанка. Итак, бассейн Лиговского канала должен был снабжать эти фонтаны водой.
Эти фонтаны существовали долго, пережили Петра и были разрушены только в 1737 году во время катастрофического наводнения. Анна Иоанновна, тогдашняя русская императрица, приняла решение фонтаны не восстанавливать. И так было много дел и расходов по ликвидации последствий этой катастрофы. Трубы, питающие фонтаны, засорились, бассейн потихоньку мелел и зарастал травой. Он городу был уже не нужен.
Разрушался постепенно и Лиговский канал.
В 1890-х годах был засыпан Лиговский бассейн. И одновременно с этим началась ликвидация и Лиговского канала. Но он существовал отдельными участками до 20 годов прошлого века.
В конце 18 века, начались работы по прокладке Обводного канала в этой части города. Руководил этими работами инженер Ф.Герард.
Вот и попробуйте представить себе эту парадоксальную ситуацию. Лиговский канал еще существует, он еще течет себе из Дудергофского озера в Лиговский бассейн. А его должен пересечь новый канал, Обводный. Как это было реализовано? Двумя этажами.
Обводный канал был запланирован довольно глубоким. А Лиговский канал протекал гораздо выше. Здесь, над будущим Обводным каналом, его забрали в длинное деревянное корытце, уложенное на мост. Мост этот был только для вод Лиговского канала и назывался он Ямской водопроводный.
Укреплен этот временный мост был в 1816-1821 годах. И существовал в таком виде довольно долго.
Только в сороковых годах 19 века уже разрушающийся деревянный мост был заменен каменным, уже открытым для пешеходов, по оси которого шел открытый Лиговский канал. Тогда мост и получил название Ново-Каменный.
Наконец, в конце 19 века, Лиговский канал к северу от Обводного был весь забран в трубу. Теперь надобность в водопроводной части Ново-Каменного моста исчезла. Он был полностью переоборудован для пешеходов и транспорта. По нему были продолжены трамвайные рельсы.
В 50 годах двадцатого века мост пришлось переосмысливать заново. Началось строительство Фрунзенского района – южнее Обводного канала. По мосту должна была проходить трасса промышленного транспорта, а он был все такой же узенький, каким был спроектирован сто лет назад. Трамвайные пути занимали большое пространство по его ширине.
Новый, расширенный, полностью переоборудованный мост, для которого понадобилось расширить и Обводный канал, был закончен к 1970 году. И с тех пор существует в этом виде, только время от времени заменяется асфальтовое покрытие.
Вот такая интересная у этого моста история.
Продолжение цикла: От Ново-Каменного до Ипподромного
да…интересно…