От Лавры до Лиговки

Острова Питера

Приглашаю в путешествие вокруг огромного питерского Безымянного острова.

И начнем мы это путешествие с редко посещаемых туристами мест, далеко не парадного Питера. Мы пройдемся сегодня по набережной Обводного канала от Александро-Невской Лавры до Лиговского проспекта.

Предупреждаю: путь долгий, и никаких особенных красот вы на этом пути не встретите. Город как город.

Идти мы будем по тем местам, которые в 18 веке были далекими деревеньками, в 19 веке далекими глухими окраинами Питера, а в 20 веке промышленной зоной.

Начинаем мы это путешествие от Александро-Невской Лавры, от речки Монастырки, отделившей святое место от суетного города.

Здесь Лавру соединяет с Безымянным островом маленький Казачий мост.

Появился он был, вероятно, еще в 18 веке для хозяйственных нужд монастыря и долгое время был безымянным — никак на картах не отражался. Надобности не было. Тогда эта местность была настолько далека от города, что не представляла интереса для горожан.

А вот в 19 веке неподалеку от монастыря были построены казармы лейб-гвардии Казачьего полка, и тогда появилась необходимость построить через Монастырку хороший крепкий мост для казаков, ходивших в Лавру на молебны.

И этот мост в 1832 году был построен. На бутовый камень была укреплена деревянная арка.

Тогда в 1842 году и получил этот мост название Казацкого. Позже, после 1875 года, он был почему-то переименован в Казачий.

1883 году обветшавший мост пришлось перестроить. Заменили каменные опоры, сам деревянный мост сделали трехпролетным.

И еще через 50 лет, в 1934 году пришлось полностью убрать деревянные балки моста и заменить их металлическими.

Наконец, последнюю метаморфозу претерпел мост в 1965 году. Тогда строился мост Александра Невского — заодно обновили и Казачий, стал он вполне соответствующе новому времени железобетонным.

Итак, повернувшись спиной к Монастырке, отправляемся мы на запад по набережной мимо безликих зданий, возведенных в 20 веке исключительно для промышленных нужд. Проходим мимо НИИ пчеловодства, мимо НИИ прикладных проблем и подходим Атаманскому мосту.

За пятьдесят лет своего существования в Петербурге казачьи казармы стали настоящим городом, обзавелись собственными улицами, одна из которых называлась Атаманской. Заложена была эта улица в 1887 году в честь наследника императора Александра III, будущего последнего российского императора. Дело в том, что все цесаревичи российского престола с рождения получали звание атамана всех казачьих войск.

Атаманская улица в 20 веке оказалась в самой гуще промышленных переворотов стремительно растущего города. И когда после революции она получила официальное название Красного Электрика, то называли ее по-прежнему Атаманской.

А в 1934 году в районе этой улицы был заложен мост через Обводный канал. И конечно, сразу был назван Атаманским, как будто никаких Красных Электриков здесь и в помине не было.

Сам мост, соединяющий Кременчугскую улицу с Глухоозерной, похож как две капли воды на все мосты Обводного канала, — железобетонный с простенькими металлическими перилами.

А мы движемся дальше. Мимо страшненьких зданий темно-бурого кирпича — целый огромный город в городе, принадлежащий Московскому вокзалу. Здесь его вотчина, самого главного и старого железнодорожного вокзала в Питере.

 

А впереди уже маячат ажурные арки моста…. нет, целых четырех мостов. Четыре в одном, Американском.

Это железнодорожные мосты, идущие от Московского вокзала на «большую землю».

Официальное название этих мостов было конечно «Николаевские», потому что и вокзал назывался тогда Николаевским. Но назвали-то первых из этих мостов изначально Американским, потому что построен он были под руководством американского инженера Д.В.Уистлера. Тогда для России это было достаточно экзотично. Французами, немцами, англичанами россиянина тогда было не удивить, а вот американец-инженер — редкая птица. Так и осталось в народе название этого моста памятником трудолюбивому инженеру.

Для середины 19 века — эти мосты, строившиеся один за другим по мере роста железнодорожного сообщения, были шедеврами новейшей технической мысли. Каждый из четырех имел собственную сложную конструкцию и был задуман на века.

В настоящее время с 2008 года, когда мосты окончательно получили название Американских, идут постоянные работы по их обновлению и реконструкции.

А мы, покинув железнодорожные владения выходим к Каретному мосту. Это совсем новый, свеженький мост XXI века. О его названии шли дебаты. Поскольку он является продолжение Днепропетровской улицы, логично было назвать его соответствующе. Но времена нынче романтические, очень старину уважаем и храним, особенно в топонимике. Поэтому вспомнили, что эта часть Питера когда-то носила имя Каретной. Этакая промзона 19 века, где работали каретные мастера. Вот и назвали в 2012 году этот новый мост Каретным.

Но в облике его ничего такого каретного мы не найдем. Просто железобетонный однопролетный мост.

А впереди уже показались купола сразу трех храмов: Тихвинской церкви, Крестовоздвиженского собора и Храма Кирилла и Мефодия.

История Крестовоздвиженского собора по питерским меркам древняя.

Когда-то, еще в 17 веке, на месте Лиговского проспекте проходила Новгородская дорога, куда съезжались крестьяне из маленьких карельских хуторов и деревень на ярмарки и праздники. По этой дороге прибыл к устью Невы когда-то Петр I и облюбовал лесистый Заячий островок для будущей Петропавловской крепости.

Началось строительство города, и Новгородская дорога стала оживленной магистралью. По ней шли в будущий город обозы с провизией и строительным материалом, по ней без конца подъезжали все новые и новые семьи в будущий город. А вдоль дороги обосновались ямщики с семьями. Так выросла на задворках города Ямская слобода.

Появилась слобода, и жизнь пошла в ней своим чередом, рождения и смерти, как положено. Так возле слободы появилось маленькое кладбище. А в 1810-1812 году и часовенку поставили. Деревянная церковь на этом месте появилась позже, в 1818 году — церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Эта деревянная церковь не раз горела, ветшала под питерской сыростью. Возможно, как-то не сложилось у Иоанна Предтечи контакта с этим местом. И когда в 1842 году было решено поставить здесь церковь каменную, то прихожане попросили сменить покровителя. Теперь это была церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Под этим именем Крестовоздвиженской церкви, а позже и собора, она и стоит до наших дней.

Эта церковь быстро стала популярной у нарождающегося питерского населения, у самых питерских трудовых слоев: мелких купцов, ремесленников, ямщиков. И в том же 18 веке рядом выросла на средства прихожан еще одна церковь Тихвинской иконы Божьей Матери.

А Крестовоздвиженский собор украсился великолепным воротами с колокольней. В 1878 году староста собора купец И.И. Шигалев в память своей покойной супруги на свои средства создал в этой надвратной колокольне церковь Кирилла и Мефодия.

В начале 19 века Крестовоздвиженский собор стал излюбленным местом моления петербургского казачества. И в память этого сейчас этот собор называется с 1991 года Казачьим.

А немного не доходя этого святого места через Обводный канал перекинут Предтеченский мост, названный в честь той, первой церковки, столько раз горевшей и так и не прижившейся.

Появился он в 1887 году, как легкий пешеходный мостик. Укреплен и расширен он был в 1914 году, стал трехпролетным, но по-прежнему деревянным. Продержался он до 60-х годов. В 1963 году было решено заменить его стандартным, железобетонным.

На этом сегодняшнее длинное путешествие заканчиваем. В следующий раз пойдем от Лиговского на запад вдоль Обводного канала.

Продолжение цикла: Ново-Каменный мост

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.