Мироздание орфиков

3

Гипотезы о мироздании

Они не оставили нам своих имен.

Свои труды и поэмы они приписывали самому Орфею или его ученику Мусею, желая доказать древность и изначальность своего учения, противоречащего картине мира Гомера и Гесиода.
На самом деле учение это возникло в VI веке до нашей эры. Единственная историческая личность, с которой связывают это учение — пророк Эпименид с острова Крита. И сохранилось это имя благодаря проведенному им ритуалу очищения Афин от пролитой во время государственного переворота крови.
Как же выглядело начало мира в учении орфиков.
Есть знаменитое  античное выражение «ab ovo» — с яйца, то есть, с самого начала. Здесь тоже фигурирует изначальное яйцо — серебряное, сотворенное из хаоса и эфира. Но вот кто создал это яйцо, тут у самих орфиков расхождения. Они приписывали авторство и богу времени Хроносу, и богине ночи — Никте, то самому Хаосу, то Воде.
Но далее их мнения едины. Из этого серебряного яйца родился великий Эрос — та сила любви, влечения, притяжения, которая формирует мир из пустоты и хаоса. И Эроса орфики отождествляли с необычайно популярным и многоликим богом Дионисом. Но при этом и с богиней мудрости Метис.
Вот какая интересная получается картина. Из серебряного яйца явилась целая троица: мужское начало — Дионис, женское начало — Метис и сущность животворящей любви — Эрос.
И вот эта удивительная личность — три в одном — начинает акт творения мира, порождая Ночь, Небо и Землю. А дальше расхождения с классической древнегреческой мифологией нет — титаны и боги сменяют друг друга на престоле мира.
Но вот интересный момент. Любвеобильный Зевс вступает в союз с Персефоной, которая одновременно и богиня царства мертвых и плодородия. Почему такое странное сочетание? А как же получить урожай, если не похоронить в земле зерно? Поэтому Персефона — это не смерть, а постоянное возрождение и обновление.
И от этого союза Персефона рождает… Диониса! Как опять Диониса? Да, вот так! Он рождается заново, как бог радости, веселья и виноделия!
И это основа учения орфиков. Подобно Дионису, сущности рождаются, рождаются и рождаются заново в этом мире. Люди, лишенные бессмертия богов, умирают и проходят некий процесс, где их жизненный путь исследуется высшими силами. Лучшие из людей рождаются заново. И так с каждым разом совершенствуясь, они становятся достойными соединиться с великой тройственной личностью Диониса-Метисы-Эроса.
А быть достойными этой чести нелегко. Согласно учению орфиков, люди произшли от свергнутых богами титанов. Поэтому сущность их двойная: они тяжелы, мятежны, прикованы к своим заблуждениям и порокам, подобно титанам. Но они  носят в себе и высокую, легкую сущность Диониса.
А значит, чтобы отрешиться от своей титанической сущности, человеку приходится много над собой поработать в жизни. Не есть мяса, выполнять необходимые ритуалы очищения от крови и скверны, участвовать в орфических мистериях.
Видимо, учение это пользовалось большим уважением, хотя круг орфиков был достаточно замкнут. Таким большим уважением, что обратились к ним, когда понадобилось очистить от скверны Афины.

 

Продолжение цикла: Поэт-мудрец из Колофона

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.