Феофан Прокопович

Блестящий XVIII век

Писатель, публицист, драматург, поэт, заложивший на рубеже 17-18 веков основы новой русской литературы…

Русский «Торквемада», чекист петровской эпохи…

Глава русского Священного Синода…

Ученый-энциклопедист, философ материалистического направления…

Неужели это все об одном и том же человеке?

В ранней его жизни множество загадок.

В конце 17 века служил в Киеве ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря иеромонах Феофан Прокопович. Не осталось никаких сведений о том, в каком году прибыла к нему предположительно из города Смоленска сестра-вдова с маленьким сыном Елисеем, а по другим источником Елеазаром. Не осталось в истории ни ее имени, ни имени ее покойного мужа, мелкого торговца. Даже фамилии отцовской не досталось сыну. Зато осталась точная дата рождения мальчика Елисея — по новому стилю 18 июня 1681 год.

Всего лишь за 20 лет до его рождения Украина, несколько веков после падения Киевского государства раздираемая всеми европейскими соседями, начиная с Речи Посполитой, стала частью Московской Руси, на престоле которой сидел тогда кроткий Алексей Михайлович, отец Петра I.

Расстояния значительные, средств массовой информации не было, поэтому вряд ли тогда в тихом богомольном Киеве что-то знали о тех страстях, что кипели в Москве в связи с венчанием на царство сразу двух отроков, Ивана Милославского и Петра Нарышкина.

А мальчик Елисей вырос в монастыре у своего дяди, получил прекрасное начальное образование, оказался на редкость способным учеником. Затем прошел курс обучения в Киево-Могилянской академии, решил дальше учиться во Львове.

Новый политический переворот, Львов стал частью Речи Посполитой, а значит, и православная духовность была изгнана. И отправился юноша пешком по всей Европе в поисках знаний. Учился в университетах Лейпцига, Халля, Йены. К началу нового 18 века добрался и до Рима. И очень удачно добрался. Он нашел там замечательное учебное заведение – иезуитскую коллегию св.Афанасия, созданную специально для православных, славян и греков.

Успехи студента Елисея Прокоповича в богословии истории. философии, литературе, обратили на себя внимание папы Климента XI. Перед юношей открылась блестящая духовная карьера. Но почему-то предпочел он вернуться домой, в Киев, в уже новую Россию, где хозяйничал странный, ни на кого не похожий царь.

Здесь, в Киеве, студент, воспитанник католических университетов, вернулся в лоно православия, принял монашеский постриг и имя своего дяди. Он стал Феофаном Прокоповичем.

Европейски образованный монах оказался в нужное время и в нужном месте. Он сменил своего дядю на посту преподавателя Киево-Могилянской академии. Преподавал поэтику, риторику, философию, богословие и преподавал так, как это не делалось никогда. Он потребовал от своих студентов не тупого заучивания текстов, а понимания их смысла. В это время он становится известным и как литератор.

Специально для своих студенческого театра он написал забавную и поучительную пьесу «Владимир», в которой излагал историю крещения Руси Святым Владимиром, а заодно и высмеивал  языческие и еретические учения. Досталось там и бывшим его учителям, католикам.

Серьезный успех принесла ему проповедь посвященная Полтавской победе в 1709 году. Петр оценил ее очень высоко и приказал перевести на латынь, чтобы сделать известной в Европе.

В своих философских рассуждениях, опубликованных в течение пяти последующих лет, Феофан Прокопович продемонстрировал блестящие знания не только богословия, но и естественных наук, подверг критике идеализм Платона, противопоставив ему новые европейские воззрения Р.Декарта и Ф.Бэкона.

Вот такой-то человек и нужен был Петру I для создания российской науки.

В 1816 году Феофан Прокопович был вызван императором в Петербург для настоящего революционного переворота, реформации православной церкви.

И здесь начинается иной период в жизни талантливого ученого-энциклопедиста. Он становится  страстным политиком, продвигающим преобразования Петра и строящим для императора именно такое православие, которое было бы удобно во всех отношениях.

Скрупулезно и целенаправленно он подбирает материалы из Священного писания, которые доказывали бы божественную сущность императорской власти. А значит, разделение реальной власти на мирскую и духовную должно быть ликвидировано. Глава государства автоматически становился главой церкви.

Отныне никакие предписания религиозной нравственности не могли быть императору указом в его государственных делах.

А значит, ликвидировалась и неприкосновенность высших духовных лиц в государственных делах.

В 1717 году Священный Синод впервые в своей истории был приведен к присяге текст которой был составлен самим Феофаном Прокоповичем.

Теперь путь духовной карьере был открыт. Прокопович в следующем же году был рукоположен в епископа Пскова и Нарвы, позже ему досталось епископство Великого Новгорода и Великих Лук.

И досталось недаром. Правая рука императора Феофан Прокопович становится и активным деятелем Тайной канцелярии, основанной в 1718 году для расследования дела царевича Алексея Петровича. Дело было завершено уничтожением царского сына, а расследующая и карающая организация осталась еще на восемь лет.

Вот тогда и отыгрался пришедший к власти Прокопович на всех своих недругах, конкурентах и идеологических противниках. Через застенки Тайной канцелярии с подачи Прокоповича прошли сотни людей, в том числе и архиереи.

Некогда страстный реформатор и поборник новых революционных идей в познании, Феофан Прокопович становится непоколебимым защитником утвержденного строя, не терпящим инакомыслия.

В 1725 году умирает Петр I. Потерявший покровителя и наживший себе врагов в лице всего духовенства епископ постепенно сходит со сцены. В 1726 году был ликвидирован Тайный приказ, карающая власть ушла из рук. В этом же году Прокопович был смещен с должности главы Священного Синода.  Стремительно сменяющим друг друга царицам и их фаворитам он был неудобен.

Конец жизни провел Феофан Прокопович в личном имении, Карповском подворье, подаренном в свое время императором. Здесь на личные средства построил он школу для детей-сирот, открыл в собственном доме семинарию. Собрал огромную библиотеку в 30 тысяч книг. Именно он в это время подал правительству мысль об открытии в Петербурге Публичной библиотеки.

В своем доме он устраивает литературно-философские вечера, на которые приходили молодые Антиох Кантемир и Василий Татищев. Здесь было открыто первое в России литературное общество «Ученая дружина».

В 1735 году преосвещенный Феофан открывает на территории своего имения Петропавловскую больницу, ту самую, из которой вырос наш современный Медицинский университет им.П.П.Павлова.

В своем доме на берегу реки Карповки он и умер в 1736 году, произнеся перед смертью:

«О главо, главо! разума упившись, куда ся приклонишь?».

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.