Мастера изобразительного искусства
Имя Арнольда Бёклина сейчас, в основном, никому ни о чем не говорит. А спросите: «Остров мертвых» смотрел? Читал? Почти каждый читал или смотрел что-то с таким названием: от романов до мультиков-аниме.
Этот мало кому известный в наше время художник создал целую эпоху, будто джина из бутылки выпустил. Его картины вызвали когда-то как бурю возмущения, так и бурю восторга. Его обвиняли в непристойности, пошлости, сатанизме – и развешивали на стенах его картины и репродукции.
Главное открытие Арнольда Бёклина – стирание границ условности. Мифологические и мистические персонажи предстают перед нами чудовищно реальными, будто существующими где-то рядом. Это открытие подхватили прерафаэлиты, символисты в живописи, позднее сюрреалисты. Из тревожного ощущения реальности иного плана жизни, открытия параллельных миров, выросли поэты символисты, акмеисты, имажинисты – словом весь российский Серебряный век.
Арнольд Бёклин родился 16 октября 1827 года в Швейцарии, в семье торговца тканями. Закончил Академию художеств в Дюссельдорфе. Начинал как пейзажист. В самом начале художественной карьеры ему повезло – богатый меценат граф Шак обратил внимание на способного художника и отправил в путешествие по Европе. Видимо, это путешествие совершило переворот в сознании и мышлении молодого художника. Швейцария, Нидерланды, Франция, Рим. В его пейзажах появляются мифологические герои: тритоны, нереиды, нимфы. Они будто обрастают плотью и кровью, оживают их лица и глаза. И напротив, в портретах реальных людей появляется тягостная нотка отрешенности, ирреальности.
Картина «Остров мертвых», написанная в 1880 году, стала сенсацией. Сам Арнольд Беклин, видимо, придавал ей огромное значение. Он создал эту картину в пяти вариантах. На картине остров в пустынном море. Скалистый остров, с темными мрачными деревьями среди скал, не для жизни созданный остров. Но движется к нему лодка, гребет к острову перевозчик Харон. Стоит в лодке окутанная в белое фигура. Страшное ощущение мертвого покоя.
По воспоминаниям русских писателей и поэтов, Набокова, Маяковского, Тарковского, репродукция с картины «Остров мертвых» висела в каждом «интеллигентном» доме. О ней писались рассказы, романы, стихи. Сергей Рахманинов создал симфоническую поэму, навеянную этой картиной. Эта музыка дополняет образ смерти.
Продолжение цикла: Джованни Батиста Тьеполо