Аркадия Аверченко в свое время титуловали «Королем смеха».
А после революции предали анафеме и долгое время не издавали. Имя Аркадия Аверченко в советском литературоведении возникало лишь как образ злобного белоэмигранта, предателя своего народа.
И недаром чиновники от культуры так хлопотали. Аверченко и после смерти был опасен, ибо был талантлив.
Зато российская ширпотребная эстрада «разговорного жанра» с удовольствием воспользовалась этой ситуацией. Скольким бесталанным сатирикам и юмористам послужили материалом шедевры Аркадия Аверченко!
Сейчас читаем его наконец изданные рассказы и такое чувство, что все знакомо. Разошлись по рукам гениальные находки, ситуации, положения, характеры.
Родился Аркадий Аверченко 27 марта (по новому стилю) 1880 года в Севастополе.
Семья была довольно скромного достатка. Отец его, мелкий купец, женился на совсем уж бесприданнице, солдатской дочери.
Судьба не баловала Аркадия с самого детства. Он был такой слабенький ребенок, что обучать его в гимназии было немыслимо. К тому же слабое зрение с детства очень осложняло положение.
И настоящее чудо в том, что этот человек, не получивший в детстве систематического образования, был настолько силен духом и талантлив, что создал себя сам.
Работать начал в 15 лет, отец устроил его писцом в конторе. Пишущие машинки были еще дорогостоящей новинкой, и в провинции работали по старинке, все писалось и переписывалось от руки в немыслимом количестве экземпляров.
Конторская деятельность дала необходимый заработок и стабильность юноше. Но творческий потенциал искал выхода. И вот в 1902-1903 годах появляются его первые рассказы в Харьковских газетах.
В 1906 году он расстается наконец с надоевшей конторской деятельностью и становится редактором сатирических журналов «Меч» и «Штык». Журналы были мелкие, местного значения, постоянных авторов было крайне мало, и Аверченко скоро становится почти полностью автором всех публикаций под разными псевдонимами. Это было отличной школой.
Но закончилась эта авантюра плачевно. Журнал «Меч» был оштрафован за слишком острое содержание на 500 рублей, гигантские деньги для молодого редактора. И Аверченко бежит в Петербург.
Здесь он публикуется в мелких юмористических журнальчиках, берется за редакторскую и корректорскую работу. Наконец, ему удается более или менее стабильно пристроиться в знаменитом журнале «Стрекоза», где в свое время блистал Антоша Чехонте.
Но в начале ХХ века слава этого журнала померкла, журнал хирел и дышал на ладан.
И тогда у молодых авторов этого журнала родился замысел собственного юмористического издания, имя которому дали «Сатирикон». Секретарем нового журнала, а чуть позже и редактором, стал Аркадий Аверченко.
Это было самое блестящее время в его литературной карьере. Журнал быстро набирал популярность. На его страницах печатались прекрасные писатели: Тэффи, Саша Черный, Николай Ремизов.
Революция разрушила все планы и замыслы.
С советской властью Аркадий Аверченко поссорился сразу и накрепко. Умный и проницательный, он почувствовал ложь гремучих большевистских лозунгов и был уверен, что новый режим погубит Россию и русский народ.
Журнал был закрыт. Аверченко пришлось буквально бежать на родину в Севастополь, пробираясь по зонам военных действий с риском для жизни. А из Севастополя ему удалось попасть на последний пароход, увозящий в Константинополь эмигрантов.
Несколько лет скитаний по Европе, и наконец, усталый, больной, прижился он в Чехии.
Здесь ждала его последняя волна славы. Он много публикует, его рассказы переводят на европейские языки, он выступает с концертами. И тоскует о России.
Но зрение уже отказывается служить писателю. После тяжелой операции на глазах он так и не смог оправиться. Добавились тяжелые проблемы с сердцем и почками. И весной 1925 года писатель скончался.
Продолжение: «Автобиография» Аркадия Аверченко