Звезда русского романтизма Александр Бестужев-Марлинский

0059114

Золотой век русской культуры

У блестящего просветителя 18 века, одного из издателей «Санкт-Петербургского журнала», Александра Федосеевича Бестужева, было пятеро умниц-сыновей. Все они стали гордостью российской культуры.

Из них только младший, Павел, не участвовал в восстании декабристов напрямую, ему было всего 17 лет в 1825 году. От следствия по делу декабристов его единственного удалось уберечь.

Александр был вторым из братьев Бестужевых. Родился он 3 ноября 1797 года. На два года старше Пушкина, отметим про себя.

Получив прекрасное домашнее образование, учился дальше в Горном институте в Петербурге. После окончания института, послужив некоторое время адъютантом при управлении путей сообщения, окончательно ушел на военную службу в драгунский полк, который стоял тогда в Петергофе близ дворца Марли. И литературную деятельностью свою начал Бестужев в 1818 году под псевдонимом Марлинский. Заметим, в этом 1818 году и Пушкин, только что выйдя из Лицея, становится поэтом.

Бестужев-Марлинский пишет стихи, прозу, очень удаются ему критические статьи. Вместе с Кондратием Рылеевым он берется за альманах «Полярная звезда» и становится ведущим литературным критиком этого издания.

Блестящий, яркий слог, эмоционально насыщенные сюжеты быстро сделали Александра Марлинского властителем дум. Еще не была известна проза Александра Пушкина, еще только мечтал о литературе украинский подросток Николай Гоголь-Яновский, еще ребенком был Михаил Лермонтов, а увлекательные романы Александра Марлинского уже читала вся культурная Россия.

Как пришли братья Бестужевы на Сенатскую площадь 14 декабря 1925 года? Путь этот понятен.

Их отец, герой русско-шведской войны 1789 года, был тяжело ранен в бою. Остался в живых он только благодаря самоотверженному уходу его крепостного слуги Федора и девушки Прасковьи, мещанки.

Чуть позже Прасковья Михайловна стала женой Бестужева-старшего и родила ему пятерых сыновей. Любовь и благодарность к простым русским людям переросла в сыновьях в желание защитить их права и отомстить царю, обманувшему ожидания своего народа.

14 декабря 1825 года драгунский полк Александра и Михаила Бестужевых первым вышел на Сенатскую площадь и построился в каре.

Когда все было кончено и добили оставшихся в живых, не успевших скрыться солдат, Александр Бестужев и не подумал прятаться. Это было несовместимо с его дворянской честью. Он сам пришел во дворец и рассказал о своем участии в восстании, не пытаясь ни в чем солгать и смягчить свою участь.

Его благородство и чистосердечие спасло его от казни. Он был сослан на двадцать лет на каторгу. Чуть позже каторгу заменили ссылкой. Но в такой край, который стоил каторги. В Якутск! В одиночку, без друзей-декабристов.

И Бестужев начинает писать письмо за письмом с просьбой заменить ссылку переводом в действующую армию на Кавказ рядовым. И такое разрешение было ему милостиво дано, с тем, чтобы не ждал он ни наград, ни орденов, ни повышений в офицерский чин. То есть, разрешили смыть вину кровью.

И Александр Бестужев принял это с прежним достоинством. Во всех схватках с горцами был он в первых рядах и заражал всех своей отчаянной смелостью. Солдаты-однополчате ходатайствовали о присвоении Бестужеву георгиевского креста за храбрость. Но и этого Бестужев не получил.

Но ценой неслыханного своего героизма и самоотверженности офицерский чин он все-таки выслужил.

И там, в действующей армии, Бестужев продолжает писать. С 1830 года его новые романы и повести начинают появляться в печати. Выходит его первое собрание сочинений. В нем такие шедевры, как «Фрегат Надежда», «Аммалат-бек», «Испытание».

Здесь в дагестанской крепости Дербент рождается особая, кавказская тема русской литературы. Кавказ как мир суровой романтики, сильных страстей, высоких гор и постоянного преодоления страха.

Помните, с какой любовью будет описан Кавказ у Лермонтова и Толстого? Они выросли на романах Марлинского.

Проза Пушкина буквально перевернула представление русского общества о прозе вообще. Не принятая современниками вначале, она исподволь переориентировала русскую литературу от цветистого многословия и яркой игры метафорами к строгой и благородной лаконичности.

Проза Марлинского стала восприниматься чересчур красивой, вычурной, переполненной эффектами. И В.Г. Белинский приложил тут свою беспощадную руку, заклеймив прозу Марлинского пренебрежением к житейской правде и полной искусственностью.

Но у Марлинского уже не было возможности оправдаться и перестроить свое творчество под требования новой моды.

В летом 1837 года, пережив Пушкина всего на несколько месяцев, он погиб в стычке с горцами, и тело его не нашли.

Продолжение цикла: «Иван Александрович Гончаров»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.