В ХХ веке русская народная песня пережила второе рождение. Она вошла в репертуар как камерных, так и оперных певцов наряду с романсом. И зачастую оказывалось, что у песни народной автор-то был.
Сейчас уже легко представить себе, как это происходило.
Мода на стилизованно народный стиль пришла в русскую литературу и как общеевропейское романтическое направление, и как реакция после Великой Отечественной войны 1812 года с ее взрывом патриотического настроения.
Стилизации под народный стих становятся любимыми русскими салонными романсами. От своих барышень перенимают их горничные, и вот песня приходит в народ и приживается. Так прижился «Соловей» Алябьева, масса песен на стихи Некрасова. Так прижился и романс «Что отуманилась, зоренька ясная» Александра Фомича Вельтмана, забытого ныне поэта и писателя пушкинской эпохи.
Они встретились и подружились в Бессарабии. Вельтман был туда направлен на военную службу после окончания Военного училища, а Пушкин, как мы помним, отбывал там ссылку. Имя Пушкина было уже на слуху, его стихи ходили по рукам и заучивались наизусть. Вельтман был как литератор никому не известен. Но с самого начала Пушкин прислушивался к мнению и замечаниям Александра Вельтмана, благоговевшего перед ним.
Как поэт Вельтман так и не приобрел известности и популярности. Остался для нас только автором чудесной песни о зореньке.
А вот его романы заслуживают очень серьезного внимания. Как романист, он был любим и известен. Это для нас весь «золотой век» замкнулся на Пушкине, Лермонтове, Гоголе. Но были в литературе и другие имена.
Романы Вельтмана удивительно и по-современному интересны. Они остроумны, с неожиданными сюжетными поворотами и бурей эмоций: от язвительной усмешки до истинной трагедии.
В этом ролике песню Александра Вельтмана исполняет Родион Васенькин.
Продолжение цикла: «Цыганско-полтавский романс «Очи черные»