Неужели у этой дикой орды, какую мы рисуем себе с помощью учебников истории вот уже лет 300, — неужели у них было законодательство?
А как иначе было управлять этим народом, не привязанным ни к землям, ни к границам, ни к чему, что составляет ценность для нас?
Чингисхан как личность был, пожалуй, уникален. Его разум, его воля, его властность творили чудеса.
Вернувшись из одиннадцатилетнего плена в 1197 году, он своего войска практически не нашел. Из 13 тысяч воинов, остались лишь около трех. И это было совершенно естественно! Кочевники свободны от обязательств. Они вольны выбирать себе вождя сами, вольны уходить к любому другому вождю, если им это удобно.
Но прошел год, и войско Чингисхана стало еще больше, чем до его плена. Как он это совершил?
Мы, люди сверхцивилизованного общества с нашей во всем регламентированной жизнью вечно стремимся в свободе, как к недостижимому благу. И каждый раз, получая изрядную порцию этой свободы во время очередной революции, приходим в ужас.
А представьте себе собранные вместе племена кочевников, жизнь которых регламентирована только природными условиями! Чтобы стать единым народом, единым войском, им необходима была регламентация, как объединяющая духовная опора.
И Чингисхан создал такой свод законов, который отвечал всем требованиям его разноплеменного войска. Этот свод законов получил название Яса.
Вчитайтесь и вдумайтесь в положения этого закона, и может быть понятным будет, почему Александр Невский из двух зол, татаро-монгол и крестоносцев, выбрал все же защиту орды.
Очень многие провинности по этому закону карались смертной казнью. Различия в происхождении имели значение только при выборе способа казни. Простым воинам отрубали голову. Знатным людям ломали позвоночник.
По монгольским верованиям, если кровь из убитого вытечет, то заново ему не возродиться. А знатным людям было позволено новое воплощение в виде более мучительного способа казни.
Какие же преступления карались смертью?
Предательство! И даже не в нынешнем политическом смысле, не предательство родины и своего племени. Всякий, кто обманул доверие, — предатель! А предал одного — предаст и всех!
Не оказал помощь своему товарищу в бою, бросил его — достоин смерти! Это тоже предательство!
Не накормил, не напоил, не дал ночлег ЛЮБОМУ путнику в пустыне — достоин смерти! Потому что обрек этим путника на смерть! А по большому счету, тоже обманул доверие.
Даже такая казалось бы мелочь. Потерял кто-то из воинов на скаку свое оружие, лук, стрелы — едущий позади обязан их подобрать и вернуть товарищу. Не подобрал — значит, обрек на гибель в бою, предал, обманул доверие!
Под страхом смерти оберегался покой семьи воина. Как неверность жены, так и неверность мужа карались смертью.
Обычные людские грехи «цивилизованного» общества: бытовое убийство, кража, грабеж, скупка краденого — это тоже смертная казнь! Зачем сильному войску такие люди?
Интересно отношение к злостным должникам. Взял в долг — не вернул, взял еще раз — опять не вернул. В третий раз — снова не вернул! Смертная казнь! Опять по большому счету нарушение доверия.
Прочие тяжбы между воинами и более мелкие провинности, не связанные с нарушением доверия могли караться штрафом или высылкой на север, в сибирскую тайгу.
Вот теперь и представьте себе несколько поколений, выросших на этих жестоких, но, согласитесь, справедливых законах!
Продолжение цикла: Хан всей Монголии
Хорошо было бы если такая Яса на всей планете правила.
Во всяком случае, порядка было бы больше!)))