Историк литературы, искусствовед, писатель Юрий Тынянов — это удивительное явление в российской культуре. Настоящий сын Серебряного века, выросший на высокой классической литературе, живописи, музыке. И при этом человек нового времени, свободный от стереотипов, с жадностью принимающий новое и готовый строить это новое своими руками. Человек того поколения, которые было целенаправленно уничтожено в сталинские годы.
Не так-то просто было в двадцатые годы понять, что за балаганным трюком — движущимися под музыку на полотне картинками, большое будущее.Что это рождающаяся в муках десятая муза — муза Кино!
На киностудию Севзапкино Юрий Тынянов пришел в 1922 году, вскоре после открытия студии. Пришел, чтобы участвовать в создании нового искусства и чтобы учиться этому на практике.
Практика оказалась сложной и непривычной. Пришлось забыть о кабинетной работе. Сценарий наскоро набрасывался, а потом дорабатывался прямо на съемочного ателье, между декорациями, или в монтажной, где на его глазах из разрозненных сцен создавался сюжет.
И писал он тогда на всем, что попадалось под руку: на черновых документах, на ведомостях, на полях журналов и газет. И конечно, все это, отслужив свою службу, выбрасывалось.
Но эта сумасшедшая жизнь и работа очень нравилась Тынянову. Здесь появлось у него множество друзей, таких же энтузиастов.
По пути с работы и на работу — все пешком, транспорта не было, извозчики были не по карману, — они рассказывали друг другу интересные истории о себе и о жизни, да и о чем только не рассказывали.
Однажды по пути на работу Юрий Тынянов рассказал друзьям забавную историю, которую нашел в архивных документах. История о том, как поставлена в павловское время была охрана к артиллерийскому складу далеко в степи. Прошло время, склад закрыли, стены разобрали, осталось пустое поле. Вот только солдат с караула снять забыли. Так и сменяли они друг друга несколько десятков лет, стерегли среди степи пустое место.
И по тому, как рассказывал Тынянов эту историю, было понятно, что видит он за историческим курьезом нечто глубокое и философское. Так родился сюжет блестящей повести «Подпоручик Киже».
Этот удивительный историк и искусствовед мыслил образами, он обладал поистине кинематографическим вИдением.
Огромная потеря для нашей литературы и искусства, что в то время не умели беречь и хранить такие вещи. Рукописи терялись, съемочный материал портился. Масса короткометражных немых фильмов, созданных в 20-е годы, было безвозвратно утрачено.
Так был утрачен фильм по сценарию Юрия Тынянова «Обезьяна и колокол». Русская история 17 века. Все это не было придумано, все это нашел Тынянов в подлинных документах той эпохи. Тишайший и благочестивейший государь Алексей Михайлович, отец Петра I, с подачи церковников, решает уничтожить на Руси скоморошество, как искусство бесовское. Пылают по всей Московской Руси костры, сжигаются музыкальные инструменты, скоморошьи наряды и атрибуты. Вдруг зазвонил колокол в Москве, да стал веселую песню вызванивать. Кто звонил? Виноватого не нашли. Тогда наказали колокол. Сняли его с колокольни, били на лобном месте плетьми, отрезали «язык» и «ухо» — все чин по чину.
Все, теперь тишина будет в Москве! Не на чем скоморохам играть! Наказанные палачами ушли они из Москвы в деревни. И там продолжали играть на деревянных ложках, звенеть бубенчиками, которые вешаются под дугой хомута.
Вот так победило царскую власть народное искусство! Интересный замысел? Особенно интересный в свете идеологии 20-х годов с начинающимися гонениями на любое «непролетарское» искусство! Не потому ли потерялся и фильм этот, и сценарий Юрия Тынянова?
И вот в 1926 году Юрий Тынянов предлагает молодым, дерзким кинорежиссерам Фабрики Эксцентрического Актера, Григорию Козинцеву и Леониду Траубергу, поставить большой полнометражный фильм по повести Гоголя «Шинель».
Вспомним, что за плечами у этих молодых ребят! Забавный боевик «Похождения Октябрины», фильм «Чертово колесо» — о криминальном Питере 20-х годов. И еще несколько несохранившихся короткометражек. Но видимо, было в этих самоуверенных «фэксовцах» что-то такое, что пришлось по сердцу глубокому историку и искусствоведу, утонченному знатоку слова Юрию Тынянову!
Продолжение цикла: Андрей Москвин
Очень интересно. Спасибо, Оля! Я Тынянова знаю только как автора «Князя Серебряного».