Он был младшим современником Пушкина. Того злосчастного поколения, по которому в юности прокатилась трагедия 14 декабря 1825 года, сделавшая одних жертвами, других палачами, третьих предателями. Это поколение мятущихся и страдающих дало нам Лермонтова и Гоголя. И должно было оно перестрадать свое, чтобы дать потом русской культуре блистательную литературу середины 19 века.
Родился Владимир Печерин в семье небогатых киевских дворян в родовом имении под Киевом. О его детстве и юности известно мало. По-видимому, интерес к гуманитарным наукам проявился рано. В 1831 году Печерин с блеском заканчивает филологический факультет Петербургского университета. Как специалист по древним языкам и классической филологии был отправлен в Берлин совершенствовать свои познания.
Два года, проведенные вдали от родины, совершили в нем переворот. По сравнению с бурлящей в преддверии новых революций Европой, Россия показалась Владимиру Печерину застойным гниющим болотом, где трудно было дышать.
Страшные слова написал тогда молодой специалист по древним языкам.
Вернувшись в Петербург, Печерин получил должность экстраординарного профессора, то есть профессора без кафедры, на историко-филологическом факультете в Московском университете. Но и года не выдержал на этой службе.
В 1836 году он уехал из России, чтобы никогда уже не возвращаться.
Что искал он и чего не мог найти в России? Его натуре свойственна была потребность служить чему-то высокому, отдавать все силы и жизнь достойному поприщу. Он приглядывается к учениям сен-симонистов и коммунистов, но их радикальный атеизм для него неприемлем.
И выбирает он для себя иное служение. В 1840 году принимает католицизм и вступает в монашеский орден редемптористов, особый орден, члены которого посвящают свою жизнь духовному просвещению самых бедных и отверженных слоев населения. Он принимает сан священника и этим окончательно порывает с Россией. В 1848 году он был лишен гражданства и всех прав.
Десять лет прожил он в Англии, но в 1854 году переехал в Ирландию и стал неутомимым борцом за права католиков и национальное самоопределение Ирландии.
Свои религиозные и философские взгляды он изложил в труде, в основу которого легли воспоминания и письма и который он назвал «Замогильные записки».
Покинутую им Россию в этих записках изобразил он под именем «Некрополис» — город мертвых.
Продолжение цикла: Наследница пушкинской музы (Екатерина Керн)