Пятистишия

Слагаемые стиха

Пятистишие – очень красивый вид строфики. Ее дисгармоничность, в отличие от трехстишия, гораздо мягче. Протяженность фразы позволяет высказать мысль без внутреннего напряжения. Легкая недосказанность остается, но оборванности, раздробленности не ощущается благодаря рифмующимся в пределах строфы строкам.

Здесь мы сталкиваемся с многовариантностью рифмовки.

Вспомним. У двухстишия вариантов не было. Только смежная рифмовка.

У трехстишия, по существу, вариант тоже один, ААА, сквозная рифма. А для других вариантов рифмовки приходилось связывать строфы попарно или вообще цепочкой.

У четверостишия уже три варианта рифмовки, которые мы уже рассматривали: перекрестная АВАВ, смежная ААВВ и кольцевая АВВА.

 

А вот у пятистишия таких вариантов уже гораздо больше. Попробуем в них разобраться. Поскольку количество строк нечетное, то и срифмованных строк получится нечетное количество. И нам придется разделить варианты рифмовки на две группы: с тремя рифмами А и с тремя рифмами В.

Прямо математическая задачка.

Вот вопрос, а какое вообще это имеет отношение к поэзии? Как-то скучно смотреть на это количество формул.

Имеет отношение примерно такое же, какое имеют к картине художника названия использованных им красок. Все в курсе, что для каждого цвета радуги могут быть использованы краски с особыми оттенками и совершенно разными названиями?

Обратите внимания на формулы рифмовок пятистишия. Узнаете знакомые по четверостишиям сочетания? Жесткость смежной рифмовки, гибкость и динамичность перекрестной рифмовки, объемность и выразительность кольцевой рифмовки?

Используя тот или иной вариант рифмовки, поэт подобен художнику, смешивающему краски на палитре, чтобы получить единственно нужный оттенок.

Давайте посмотрим, как меняется  настроение стиха в разных вариантах рифмовки.

Для этого эксперимента я слепила маленькое пустенькое весеннее пятистишие.

Начнем с самого простого  варианта.

АВАВА

Вроде все бы хорошо, но этот казалось бы самый гармоничный вариант рифмовки оставляет ощущение лишней строки, которой не нашлось ответа. И сильно ощущается излишество в рифме, как-то слегка назойливо это звучит.

 

А теперь поколдуем. Будем менять строки местам. Кое-что, конечно, придется изменять и в словах, чтобы не разрушить смысл и ритм.

АВААВ

Перед нами самый популярный вид рифмовки пятистишия. Наиболее выразительный и гармоничный. Первые четыре строки – перекрестная, динамичная рифмовка. Последние четыре строки – объемная кольцевая рифмовка. Вот так они друг на друга накладываются в строфе. А в результате получаем легкое гармоничное начало и в конце красивое замедленное движение, как внезапный рапид в кинокадрах.

ААВАВ

     А вот этот вариант менее гармоничен. Начинается он со смежной рифмовки АА и далее обычное движение. Как будто споткнулись мы в самом начале. Это очень яркий и эмоциональный оттенок, если его использовать обоснованно.

АВВАА

По-своему выразительный вариант. Первые четыре строки – красивая, объемная кольцевая рифмовка. И в конце две смежные строки ставят сильную точку. Делают внушительный вывод.

 

Так играть со стихом можно бесконечно, выбирая вариант, который покажется вам самым правильным для создания нужного образа.

А теперь давайте посмотрим, как используют пятистишие поэты Серебряного века.

Перед нами маленькое стихотворение К.Бальмонта «Другу». Рифмовка АВААВ. Стихотворение колдовское по своему воздействию на наше восприятие. А попытайтесь найти в нем какой-либо внятный смысл. Не получится. И если мы начнем логически выискивать содержание и идею, то найдем лишь набор красивых образов.

Ох, сколько же доставалось за это Бальмонту и от современников, воспитанных на глубоко идейной и гражданственной поэзии середины 19 века! Досталось его памяти и от теоретиков советской эпохи.

Да, вот так и создан этот стих, как создает художник мозаичную картину. Берет кусочки камня, смальты, металла, совершенно друг с другом не связанные в природе, и соединяет в одному ему известном порядке на некоей вязкой, застывающей основе. В результате — из кусочков родилась картина.

Здесь у Бальмонта все кусочки мозаики скрепил ритм. И нежный задумчивый ритм анапеста. И загадочная, завораживающая строфика пятистишия в самой гармоничной своей форме. И ритм синтаксических конструкций, однородных членов «будь», быть», «всюду». И особая звуковая организация стиха. Звонкая, многоголосная в первой строфе и на полушепоте согласных «с» и «ш» во второй строфе.

А вот еще один стих К.Бальмонта под названием «Как ночь».

Рифмовка АВВАА использована здесь мастерски, создавая впечатление тайны, неразгаданности, прекрасной и опасной одновременно.

Здесь любимый прием К.Бальмонта. Стих буквально пронизан внутренними рифмами, повторами, создающими впечатление околдовывающей медитативной мелодии.

А посмотрите, как использовал пятистишие другой классик Серебряного века Михаил Кузмин. Вот одно из известнейших его стихотворений, которое несомненно вдохновило нашего нашего современного поэта Виктора Пеленягрэ на создание своего шедевра «Как упоительны в России вечера».

Рифмовка ААВАВ. 2-5 строки в каждой строфе — живая, динамичная перекрестная рифмовка. А в начале маленькая запинка, остановка на первой строке, срифмованной со второй смежно. Томно замедленный жест, перед тем, как начать движение. Образ легкой жеманности, легкомыслия, кокетливого обаяния.

И эта смежность первых двух строк  и перекрестность дальнейших трех строк еще и усилена внутренними  рифмами:  «найду/во льду», «агат/закат/рад». Тонкий узор, вязь на обложках поэтических журналов «Весы», «Аполлон».

Вот таким выразительным, роскошным и колдовским может быть пятистишие.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.