Царская яхта «Штандарт»

Тени Серебряного века

Любимым развлечением семьи последнего русского императора были путешествия на яхте «Штандарт».

Эта яхта была построена для русского царя в 1895 году в Копенгагене.

Это был поистине царский корабль. Большой, вместительный, размером с крейсер, но оснащенный парусами. Корабль необыкновенно стильный и изящный, черного цвета с золотыми украшениями на носу.

Помещения для членов царской семьи были созданы со всеми возможными удобствами, совсем как дома.

Были продуманы удобные каюты для офицеров и помещения для довольно значительной команды. А на палубе хватало место даже для оркестра.

Команда «Штандарта» подбиралась особо. Командующий, флаг-капитан, лично отвечал за безопасность царской семьи. В его непосредственном подчинении был капитан I  ранга и старший офицер. К штатным офицерам «Штандарта» были особые требования. Кроме прочих обязанностей они должны были почтительно ухаживать за подрастающими княжнами, поэтому их обязательно приглашали на обеды к царскому столу. Кроме кавалеров-офицеров, каждому члену царской семьи был выделен матрос-дневальный для услуг.

В одном из таких путешествий чуть не случилась катастрофа. В Финском заливе «Штандарт» наткнулся на подводную скалу, не обозначенную на карте. Днище корабля получило повреждение, корабль резко накренился и очень испугал царевен.

По всем признакам он должен был затонуть через несколько минут. Но проверив состояние трюма, команда подтвердила – все в порядке. Необыкновенная техническая надежность судна оказалась на высоте, оно смогло без труда подойти к берегу.  А образовавшееся повреждение удалось быстро поправить.

Беды не случилось, но флаг-капитану Нилову грозил трибунал за этот катастрофический случай.

Совершенно случайно заглянул Николай II в каюту капитана и вовремя отобрал у него револьвер – капитан собирался покончить с собой.

На берегу, после этого опасного приключения, царь запретил отдавать капитана Нилова под суд, заявив, что капитан в случившемся не виноват и сделал все возможное для спасения пассажиров.

Этому кораблю суждено было надолго пережить своего хозяина.

В 1934 году яхта была перестроена и стала настоящим военным кораблем, минным заградителем,  получившим название «Марти». Этот корабль немало потрудился в годы Великой отечественной войны и потопил множество фашистских кораблей.

А после войны, усталый и разношенный корабль-ветеран стал казармой для матросов. И заново перестроенный для новых целей, он уже носил название Ока.

Погиб корабль, как положено настоящему рыцарю, в служении отчизне. В 1961 году было принято решение использовать его для учебных целей в качестве мишени для ракетных комплексов.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.