Любимым развлечением семьи последнего русского императора были путешествия на яхте «Штандарт».
Эта яхта была построена для русского царя в 1895 году в Копенгагене.
Это был поистине царский корабль. Большой, вместительный, размером с крейсер, но оснащенный парусами. Корабль необыкновенно стильный и изящный, черного цвета с золотыми украшениями на носу.
Помещения для членов царской семьи были созданы со всеми возможными удобствами, совсем как дома.
Были продуманы удобные каюты для офицеров и помещения для довольно значительной команды. А на палубе хватало место даже для оркестра.
Команда «Штандарта» подбиралась особо. Командующий, флаг-капитан, лично отвечал за безопасность царской семьи. В его непосредственном подчинении был капитан I ранга и старший офицер. К штатным офицерам «Штандарта» были особые требования. Кроме прочих обязанностей они должны были почтительно ухаживать за подрастающими княжнами, поэтому их обязательно приглашали на обеды к царскому столу. Кроме кавалеров-офицеров, каждому члену царской семьи был выделен матрос-дневальный для услуг.
В одном из таких путешествий чуть не случилась катастрофа. В Финском заливе «Штандарт» наткнулся на подводную скалу, не обозначенную на карте. Днище корабля получило повреждение, корабль резко накренился и очень испугал царевен.
По всем признакам он должен был затонуть через несколько минут. Но проверив состояние трюма, команда подтвердила – все в порядке. Необыкновенная техническая надежность судна оказалась на высоте, оно смогло без труда подойти к берегу. А образовавшееся повреждение удалось быстро поправить.
Беды не случилось, но флаг-капитану Нилову грозил трибунал за этот катастрофический случай.
Совершенно случайно заглянул Николай II в каюту капитана и вовремя отобрал у него револьвер – капитан собирался покончить с собой.
На берегу, после этого опасного приключения, царь запретил отдавать капитана Нилова под суд, заявив, что капитан в случившемся не виноват и сделал все возможное для спасения пассажиров.
Этому кораблю суждено было надолго пережить своего хозяина.
В 1934 году яхта была перестроена и стала настоящим военным кораблем, минным заградителем, получившим название «Марти». Этот корабль немало потрудился в годы Великой отечественной войны и потопил множество фашистских кораблей.
А после войны, усталый и разношенный корабль-ветеран стал казармой для матросов. И заново перестроенный для новых целей, он уже носил название Ока.
Погиб корабль, как положено настоящему рыцарю, в служении отчизне. В 1961 году было принято решение использовать его для учебных целей в качестве мишени для ракетных комплексов.
Продолжение цикла: Великий князь Владимир Александрович