Древнегреческое лето на исходе. Зреют плоды. Пора убирать урожай. Самое время поблагодарить за самое ценное достояние Греции — виноград. И по всей греческой земле с песнями и плясками ходят веселые и пьяные люди, наряженные в козлиные шкуры.
Не подумайте, древние греки не были алкоголиками. Вино в чистом виде пить вообще было не принято. Оно сильно разбавлялось водой и было всего лишь формой консервации виноградного сока. Но вот на праздниках, посвященных Дионису, ритуальное опьянение было необходимо. Этим человек частично отключал свое сознание и соединялся с буйными природными стихиями.
А попробуй не соединись! Стихии они на то и стихии, что не знают пощады. Менады, или вакханки, посвятившие себя культу Диониса, были действительно страшными существами. Множество кровавых жерств на их совести. Так растерзали они великого певца Орфея за то, что верен остался своей погибшей Эвридике и не предался ритуальному соитию в день праздника Дионисия.
Так что хочешь — не хочешь, а участвуй во всеобщих разгульных праздниках и пой хором козлиные песни. Потому что козел — любимое животное Диониса, да и любил при случае превращаться в козла этот веселый бог. А пелось в козлиных песнях и о радостях соединения с великим богом природы, и об удивительных и страшных приключениях, выпавших на долю Диониса. Чего только с ним не происходило! Само рождение его достаточно экстремально!
Зевс, по своей обычной привычке, в очередной раз изменил своей супруге Гере, полюбил богиню Семелу. Ожидая ребенка, Семела капризничала, как положено беременным женщинам. Этим воспользовалась мстительная Гера и внушила ей желание испытать объятия Зевса во всем блеске своей силы.
Зевс не смог отказать Семеле и заполыхал небесным огнем. Погибла в этом огне Семела. Но успел Зевс вынуть из ее чрева недоношенного ребенка… и зашил его себе в бедро! Так сам и выносил до нужного срока и испытал настоящие родовые муки. Вот как надо любить своего ребенка!
Где только не побывал Дионис в дальних своих странствиях по миру! Каких только опасностей не пережил. Вот об этом и пелось в козлиных песнях, а по-гречески, трагедиях!
В V веке до нашей эры афинский тиран Писистрат учредил общегосударственный праздник Дионисия. Теперь гимны пелись не только на улицах, но и в созданных театрах.
И вот выпущен из бутылки джинн — поэт Феспид, написавший гимн к очередному празднику ввел новинку: актера, который отвечал хору. Так появился драматический жанр в истории литературы. Эсхил в своих трагедиях добавил к этому актеру еще одного. А в трагедиях Софокла появился и третий актер! Из века в век роль хора в древнегреческой драме стиралась, уступая место актерам.
А актерам приходилось несладко. Праздник продолжался три дня. За эти три дня три поэта представляли на суд зрителей свои новые произведения — тетралогии. То есть три трагедии из жизни Диониса, а позже и других богов, связанные единым сюжетом и одну сатирову драму, веселую историю на мифологический сюжет.
Таким образом, представление шло целый день до поздней ночи в тяжелейших условиях. Огромные театры под открытым небом не давали возможности рассмотреть лицо артиста. Приходилось использовать маски для обозначения определенного героя и определенного эмоционального состояния. И очень громко выкрикивать свою роль, сопровождая ее размашистыми жестами.
Вот так начинался театр!
Продолжение цикла: Аполлоний Тианский — мудрец или пришелец
Ну надо же, впервые прочитала историю появления на свет Дионисия.
Да-а-а, интересный ритуал! У на говорят до поросячего визга, а в Греции вон как — Козлиные песни, здорово и очень интересно))) Как всегда с удовольствием прочла статью и узнала много интересного, спасибо!
«Хочешь — не хочешь, а участвуй во всеобщих разгульных праздниках и пой хором козлиные песни.» Вот как здорово, хором!! История такая интересная!! И о Диониси и возникновения театра! Благодарю!
А мне актеров жалко, представляете каково им приходилось, сколько мучений, не позавидуешь. С одной стороны маска мешает, с другой кричать надо во все горло.