Святитель Руси князь Владимир

1427023942_5.-svyatoj-ravnoapostolnyj-knyaz-vl

Рюриковичи 2

Христианство было известно на Руси издавна. Еще бабушка князя Владимира, княгиня Ольга, приняла крещение от византийского монарха в политических целях. Но насаждать христианство как государственную веру не стала. Христианство само понемногу пускало корни в княжеском роду, становилось традицией.

Почему именно Владимиру пришло в голову выбирать своему народу подходящую веру, а потом  крестить  силой?

Личность князя Владимира довольно интересна. Никакой христианской мудрости и умиротворения в нем мы не найдем.

Его политическая деятельность начинается с борьбы с братом, киевским князем Ярополком, который на короткое время сумел объединить русские земли вокруг Киева. Заметим, что Ярополк был христианином.

Спасаясь от преследования Ярополка, юный князь Владимир бежит в Швецию к варягам. Через несколько лет возвращается на родину уже с сильным войском и чужим для славян божеством Перуном, громовержцем, жестоким повелителем войны. Итак, первая смена религии.

Приходит он сначала в Новгород, который всегда тянулся к варягам. Здесь пополняет войско новгородскими дружинниками и идет на Полоцк, на своего брата Рогволода. Одержав победу, он убивает Рогволода и его юных сыновей. А дочь Рогволода Рогнеду делает своей наложницей.

Затем любимым варяжским путем идет по рекам сначала на Смоленск, потом на Киев, насаждая всюду культ Перуна.

С киевским князем Ярополком Владимир расправляется подло, заманив его с помощью предателя воеводы в ловушку. Теперь он наконец становится киевским князем. А заодно берет в наложницы беременную жену убитого Ярополка.

И первое, что делает он, став великим князем, — расстается с варяжской дружиной, которая помогла ему победить. Сыграв на ненависти киевлян к варягам с их жестокой религией, он отказывается платить своей варяжской дружине. По его повелению киевляне сажают варягов на лодки и отправляют служить византийскому императору. И в то же время Владимир посылает императору письмо, в котором предупреждает о том, что божество Перун — лживое и коварное, поэтому варягам ни в чем доверять нельзя. Итак, культ Перуна более Владимиру не нужен.

С Болгарским царством Владимир породнился через одну из своих жен. В летописях она носит говорящее имя Милолика. И опять-таки в летописях мы находим, что к болгарской жене Владимир питал самые теплые чувства. Так что можно предполагать, что и болгарская культура была ему достаточно мила.

А в Болгарии в это время происходят интересные вещи. Это царство в X веке находится в состоянии войны с Византией и все более и более сдает позиции. Для Болгарии Византия —  враг и захватчик, хотя и одной и той же православной веры. Той же, да не совсем.

В Болгарии X века расцветает богумильство.

По версии болгарского попа Богумила, сотворение мира и человека выглядело следующим образом.

Падший ангел Сатанаил плачет и раскаивается в волнах мирового океана. Бог по милосердию своему над ним сжалился и создал среди океана сушу. А Сатана начал творить людей по своему подобию. Создать создал, но одухотворить не смог и опять обратился к Богу, обещая полное повиновение. Бог опять над ним сжалился и вдохнул в людей душу.

И тогда Сатана начинает мстить Создателю, растлевая одухотворенных им людей. Он толкает Каина на убийство и приносит в мир зло!

Тогда ангелы, посланные Богом, отняли у имени Сатанаила его окончание -ИЛ, в котором была заключена мистическая сила, и отправили под землю. Вот такая интересная история.

А вывод предлагалось сделать такой. Поскольку материальный мир и само тело человеческое создано Сатаной, то оно носитель зла! Все, что связано с человеческим телом, чувствами, эмоциями, — все греховно!

Подобные негативные направления в религии всегда агрессивны. Похоже, что именно такую модель христианства воспринял Владимир и она легла ему на душу. Результат — внезапный поход на Корсунь, византийскую крепость. Ничем не объяснимый поход, кроме как одним: Византия — враг Болгарии. В Корсуни Владимир по уже сложившейся у него традиции берет в очередные жены дочь императора и с чувством выполненного долга уходит в Киев, оставив Корсунь Византии.

Вот такая картина. А вывод довольно парадоксальный. Наше православие буквально навязано нам человеком, который, в принципе, к вопросам религии был совершенно глух. Для него религия была только инструментом в достижении политических целей.

И другой парадокс. По-видимому, христианство пришло бы на Русь само, как и должно было прийти. Только без насилия и жертв!

Источник: Л.Н.Гумилев. От Руси до России.

Продолжение цикла: Война сыновей Владимира

Святитель Руси князь Владимир: 2 комментария

Добавить комментарий