Что мы под этим сейчас понимаем?
Некий минимализм во всем, довольство малым, а заодно и что-то вроде здорового образа жизни — без всяких излишеств.
В 8-7 веках до нашей эры в южной части полуострова Пелопоннес возникло новое государство, которое сразу противопоставило себя всем соседям удивительной милитаризованностью. Кажется, что это государство и образовалось-то только для того, чтобы воевать.
Греческие юноши холят и лелеют свои упругие мышцы, демонстрируют их на олимпиадах, побеждают друг друга в спортивных состязаниях. Спартанцам чуждо такое баловство.
Вот как представляет себе эталон человеческой добродетели поэт древней Спарты Тиртей:
О том, как уничтожались в Спарте слабые младенцы, мы знаем из школьного курса истории древнего мира. Но почему? Где в это время были их матери?
При ближайшем рассмотрении Спарта предстает перед нами, как некий воплощенный идеал марксизма-ленинизма.
Никакой семьи в жизни отрока нет и быть не может. Родившийся человек тут же становится «колесиком-винтиком» государства. Поэтому только государству решать, будет ли толк от такого ребенка или будет он обузой обществу.
До семи лет он еще на попечении матери — тут ничего не поделать. Вскармливание ребенка матерью — это самый здоровый да и экономичный вид вскармливания. Но с семи лет, ребенок забирается из семьи и поступает на государственное обучение и воспитание.
Чему учили юных спартанцев? Слегка грамоте и счету. Но главным образом, гимнастике и пению хором. Догадываетесь, что именно пели хором эти дети? Конечно, военные гимны, что-нибудь вроде «Смело мы в бой пойдем!..»
Воспитанием и обучением занимались в свободное от военных подвигов время те же бывшие воспитанники, молодые люди 20-30 лет.
Новый год для юных спартанцев был довольно своеобразным праздником — их пороли в храме Артемиды, такой вот подарок! И делом чести поздравляемого было не показать ни единым мускулом лица, что это больно.
20 лет для спартанца — это выход в жизнь. Это полное равноправие со старшими. Участие в военных походах и ритуальных воинских трапезах. Ради этой чести каждый спартанец ежемесячно платил государству определенную сумму в деньгах и определенное количество продуктов.
Главным блюдом на этих пиршествах была черная похлебка. Свинина варилась в крови и приправлялась солью и уксусом.
Поначалу Спарта не сторонилась чужеземцев, спокойно принимала гостей и слушала поэтов и музыкантов из других греческих государств. Позже стали практиковаться ксенеласии — чистка рядов по национально-политическому признаку. Всех инородцев — вон!
В периоды затишья, когда подходящей войны было не найти, спартанцы жили лагерями в палатках и занимались тренировками и охотой. А работой занимались рабы, пленники, которых всегда было в избытке.
Рабов было столько, что это становилось опасным. И ежегодной традицией в Спарте были криптии — массовые ночные убийства рабов.
Такая суровая жизнь требовала очень серьезной идеологической подпитки и охраны. Вне закона был объявлен любой комфорт и излишество, любая личная ценность. Золотые монеты были заменены железными, имеющими хождение только в Спарте. Каменные постройки запрещены — только из дерева! Единообразие даже в одежде. Независимо от общественного положения и достатка мужчины носили короткий плащ.
Преданья старины глубокой. Но как охотно вспоминает об этом человечество и берет на вооружение любая тирания!
Источник: К.Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима. М., «Высшая школа», 1990
Продолжение цикла: Козлиные песни
От крайности до крайности. А между ними — пропасть…