Кто такие шаманы? Невежественные мошенники, живущие за счет еще больших невежд. Так убеждало цивилизованное и просвещенное человечество.
Только есть неувязка. Обмануть можно доверчивых невежд один раз, а потом быстренько бежать, пока не догнали.
А шаманы жили веками в своем узком кругу: племени, стойбище, селе. И люди обращались к ним не с какими-то туманными желаниями успеха и благополучия, как сейчас, а с совершенно конкретными техзаданиями. Например, найти сбежавшего из стада оленя, указать, в какую сторону идти сегодня на охоту, выявить преступника. И результат работы шамана они видели сразу, воочию!
В середине ХХ века врач Герберт Бутце несколько лет прожил в Центральной Африке с затерянными в лесах племенами. В своей книге «В сумраке тропического леса» он описывает такой яркий пример шаманской практики.
В одном из племен одно за другим было совершено несколько убийств. Племя жило достаточно уединенно, значит, убийцей был кто-то из своих. Но убийца был ловким и осторожным, видимых следов не оставил. И тогда вождь племени потребовал совершить Большое таинство прута.
На большой поляне собрались все соплеменники и в круг вошла женщина-шаманка. В руках ее был длинный прут, который она опустила одним концом к земле наклонно. Рядом с ней с двух сторон сели две женщины. А чуть поодаль встали родственники — это были несколько мужчин и одна женщина.
По знаку вождя одна из сидящих рядом с шаманкой женщин начала ритмично постукивать по пруту маленькой палочкой. Темп становился все быстрее и быстрее. С усилением темпа тело колдуньи напряглось, глаза закатились, прут в ее руках начал отбивать такт по земле. И вдруг упала в судорогах на землю, корчась, катаясь и продолжая бить прутом все сильнее и сильнее.
Стоящие родственники в ужасе отступали все дальше и дальше.
Вдруг шаманка вскочила на ноги, прыгнула, как зверь к женщине, родственнице убитого, и начала бить ее прутом. Женщина упала на землю, закричала, что виновата она, и назвала имена других, кому она помогала убивать.
Еще один интересный случай рассказал наш отечественный этнограф Владимир Богораз. Он изучал быт эскимосов на Аляске, и довелось ему познакомиться с последним из шаманов, представителем древнего шаманского рода. Старик долго не хотел показывать Богоразу свое искусство, но потом согласился.
Произошло следующее. Старик, по пояс голый, встал посреди своего чума, скрестил на груди руки и предложил этнографу набросить ему на плечи край одеяла. Одеяло как будто приклеилось к его плечам. Тогда шаман велел держаться за конец одеяла как можно крепче, опустился на четвереньки и пополз из чума. Одеяло, как будто приросшее к его плечам, потянуло Богораза за собой.
Этнограф пробовал тянуть назад — это было бесполезно. Старик неторопливо тащил за собой на ничем не закрепленном на плечах одеяле молодого сильного мужчину. У самого выхода из чума Богораз уперся ногам в нижнюю перекладину чума, скрепляющую все сооружение. Чум начал рушиться, посыпалась посуда, опрокинулось ведро с водой. Испуганный этнограф выпустил одеяло из рук.
Ну и как назвать все это? Гипнозом? А кто в данном случае подвергся гипнозу? Одеяло, чум, посуда, ведро?
Продолжение цикла: «Солнечные мифы Алтая»