Пешком по Невскому.
1703 год. Санкт-Петербурга еще нет! Только наспех возведенная крепость на Заячьем острове, чтобы отвоевать этот важный для России кусочек земли. И безумное решение царя-энтузиаста построить великий и фантастический прекрасный город-рай на земле, где лишь рыбаки рисковали строить временные жилища — от наводнения до наводнения.
Строительство города — это лес, это камень, это люди, которые должны сюда добраться, чтобы начать дело. Где проходила та дорога, по которой шло сообщение с цивилизованной землей?
О качестве российских дорог даже в нашем XXI веке анекдоты рассказывают! А вернемся в 18 век и сделаем поправку на лесной болотистый северный край.
Единственной дорогой, по которой можно было добраться до будущего Санкт-Петербурга была древняя Новгородская. от Новгорода до Невы. И шла она по линии нынешнего Лиговского проспекта. Наверно, немало было трудов ее подновить, утоптать, подготовить к большим делам.
Теперь Лиговский проспект к Неве не выходит, обрывается на улице Радищева. А чуть дальше продолжается Потемкинской улицей, мимо Таврического сада, и выходит к Неве. Вот этот путь и был когда-то Новгородской дорогой. А дальше по берегу Невы шла тропинка на запад, туда, где на лесистом островах, ближе к устью начали возводиться первые палаты. А через Неву — только на лодках и ботах.
Трудный и долгий путь. Особенно с большим грузом. Трудная задача.
Но в 1706 году на южном берегу Невы уже строится Адмиралтейство — крепость, которая должна была контролировать бассейн Невы с запада. Таким образом, максимально обезопасив отвоеванную территорию, можно было приступить к массовой застройке города.
Теперь городу просто необходима стала удобная дорога.
Но оказалось, что духовный центр рождающемуся городу был нужен не менее. Это при всем скептическом отношении Петра ко всяким православным канонам и святыням.
1710 год. Идет-продолжается бесконечная Северная война со Швецией. Только в 1721 году она подойдет к успешному финалу. И в связи с этим очень правильно напомнить русскому войску, что когда-то такая война была уже выиграна Александром Невским, да еще в этих же местах, на реке Неве. Где именно? А вот там, где в нее впадает Черная речка. Опять Черная? Сколько же Черных речек было в старину в этих местах? Ныне эта речка называется Монастыркой.
В июле 1710 года Петр добрался до этой речки и на берегу Невы присмотрел отличное место для обители в память великого князя-воина Александра Невского. Будущему монастырю был отдан большой участок земли в 5000 кв саженей. Строить обитель было поручено Валдайскому Иверскому монастырю, который был приписан к будущей обители. Руководил постройкой архимандрит Феодосий.
Через три года в марте 1713 года первая деревянная церковь обители — Благовещенская церковь, была освящена. А значит, и потянулись к монастырю мирские жители, быстро выросли в округе новые поселения.
И рождается план новой дороги, Большой невской першпективы. От башни Адмиралтейства на западе до Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Красивый замысел! Прямая как стрела дорога, связывающая новую западную культуру со старой русской. Символично!
Жаль, не получилось!
Монахи-то не подкачали. Добросовестно взялись за дело. Но, кажется, карт у них под рукой не было. Да и новая это вещь для православной Руси. Направление дороги выбрали они неточно.
Но и петровских картографов наличие карт не спасло. Проложенная по карте Невская першпектива, дошедшая до реки Фонтанки, никак не смогла бы дойти до Троицкого собора. Но работы уже начались. Рубили просеку, расчищали дорогу, отводили воду с топких мест. И лишь позже выяснилось, что эти два пути, монастырский и западный, никогда не встретятся. Тоже символично!
Путь, проложенный монахами, как первая из созданных дорог, получила потом название старой Невской Першпективы. Ныне Староневский, как называем мы участок Невского проспекта к востоку от Площади Восстания.
Весь 18 век делались попытки эти два пути соединить. И Гончарная, и Тележная улицы, идущие параллельно Староневскому, были этими попытками. И упиралась-то Тележная улица как раз по замыслу в Александро-Невскую обитель. Но Староневская першпектива осталась главной, более обустроенной. Пришлось сделать солидный крюк, чтобы найти точку пересечения Невского проспекта со Староневским в районе нынешней Площади Восстания.
Ну никуда от этой символики не деться! Мистический город!