Метонимия и синекдоха

 

6e11b68037d02921ad6d4a6ef7a7365d

Палитра нашей речи 3

Что это такое? Метонимия еще туда-сюда, а синекдоха вообще страшно звучит. А это всего лишь разновидности метафоры. И употребляем мы их ежедневно, даже не задумываясь.

Возьмем обычную ситуацию. Договариваются по телефону о встрече два незнакомых человека: в таком-то месте в такой-то час. Ну, в наше время это стало очень просто: помахали друг другу издали мобильными телефонами и все в порядке.  А раньше?

Старые сетевики помнят эти времена, когда столько встреч срывалось из-за того, что не узнали друг друга при встрече.

Можно было попробовать себя описать! Я интересная блондинка пенсионного возраста, далеко не худенькая. Но возможно, в кафе, где назначена встреча, окажется десяток таких блондинок.

Описать себя подробнее? Я похожа на Грету Гарбо, на сиамскую кошку, на нежную фиалку на залитом солнцем поле!..  Вот так уж точно встреча не состоится! Как-то плохо в этой ситуации работают метафоры.

А пусть-ка в руке у меня будет какой-то опознавательный знак — скажем, ершик для чистки посуды! Вот теперь меня ни с кем не перепутают!

Или, например, другая ситуация. Вы пытаетесь описать дом, адреса которого не помните. Ну, знаете, такой большой, девятиэтажный, зелененький. Найдут? Нет, конечно. А если так? Он слева от супермаркета «Пятерочка». Вот теперь без ошибки.

Нам так часто в жизни приходится прибегать к таким приемам, что в нашем языке это описание соседствующего предмета начинает жить собственной жизнью. Называется это явление метонимия.

-Хочешь супу? Съешь тарелочку!

И все прекрасно понимают, что им предложили не фарфоровую тарелку хрупать, а отведать ее содержимое!

Или как любят голосить сетевые зазывалы:

-Приобретя всего одну коробку, вы получите потрясающий результат!

Коробка — это всего лишь картонная емкость, и никакого результата ее покупка не даст!

Особый случай метонимии, когда для упоминания о множестве предметов достаточно сказать об одном, называется синекдоха.

Это влетело мне в копеечку.

Конечно, не в одну копеечку влетело, а в целую гору копеечек!

Глаз у меня зоркий!

Предполагается, что все-таки оба в наличии!

Дайте слово молвить!

И конечно, одним словом оратор не ограничится!

Для чего нужен этот прием  в языке? Мы уже говорили о том, что потребность творчества, присущая человеку, живет в нас подсознательно. Совершенно независимо от того, проявили мы свой творческий потенциал в жизни или нет. Не слагаем мы стихов, не пишем картин, не сочиняем музыку — но потребность в творчестве найдет свой выход. Как мышцы наши требуют постоянного движения, так и сознание наше требует работы.

Метонимия и синекдоха предлагают мозгу головоломку: угадай, что это! И мозг радостно бросается эту задачку решать, тут же находит ответ и получает удовольствие. А получив удовольствие, запомнит и будет ждать такой же приятной работы.

Поэтому всегда с таким веселым вниманием слушали народных балагуров. Василий Теркин в поэме Твардовского говорит о себе:

Я не первые ботинки
Без починки здесь ношу.

О солдатском стаже Теркина говорят его давно не чиненые ботинки, сложная, развернутая метонимия.

Шел наш брат, худой, голодный,
Потерявший связь и часть,
Шел поротно и повзводно,
И компанией свободной,
И один, как перст, подчас.

А здесь синекдоха «наш брат» вместо «мы» вдруг превращается в собирательный образ. И особо выразительно звучит тема братства.

Удивительные вещи творят наши писатели-классики.

В повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» город заполнен не людьми, а деталями их внешности и одежды:

«Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды…»

И уже не кажется странным, что в другой повести этого же цикла нос покидает своего владельца и становится весьма уважаемым чиновником. Вот во что вытворяет метонимия.

Продолжение цикла: Глагол времен!..

Метонимия и синекдоха: 2 комментария

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.