В начале 19 века, а особенно после победы над Наполеоном, все русское после столетнего забвения вновь входит в моду. Вспыхивает интерес к отечественной истории и культуре, читаются и перечитываются исторические труды Татищева, Щербакова, Карамзина. Народ, вспомнивший свои корни, ищет своих, отечественных героев.
И на этой волне возводится в культ имя простого русского крестьянина, ставшего известным только после своей трагической гибели, да и то век спустя.
Начало 17 века. На русской земле после чудовищной авантюры Григория Отрепьева надежно обосновались поляки. Официально Русь уже принадлежала Польше, после прервавшегося рода рюриковичей русский трон получил юный польский король Владислав. Но отправляться в свои новые владения ему соверщенно не интересно. А тем временем русский народ выбирает себе своего родного царя из боярского рода, совсем мальчика, Михаила Романова.
Польская разведка, наблюдавшая за этим процессом, донесла королю, что путь нового русского царя лежит через костромские земли, занятые польскими войсками. Самый подходящий момент, чтобы убрать ненужного конкурента.
А дальше эту хрестоматийную историю мы хорошо знаем. Польский карательный отряд захватил в плен русского крестьянина Ивана Сусанина и жестокими пытками заставили его вести их туда, где проходил путь царского обоза. Но крестьянин, согласившись для видимости, завел врагов в гущу леса в сторону русского военного отряда, который конечно уничтожил бы поляков. Но они вовремя заметили, что Сусанин их обманул, и убили его. Но Михаил Романов был спасен.
Осталась бы эта история неизвестной, если бы не любопытный документ, который нашел в 18 веке костромской архиерей Дамаскин.
Это была грамота царя Михаила Федоровича, данная зятю крестьянина Ивана Сусанина, Богдану Собинину, дарующая семье этого человека половину деревни под названием Деревенька за великий подвиг его тестя. Эта грамота освобождала семью героя от всех податей. И что самое интересное, грамота эта возобновлялась каждые 30-40 лет, видимо, по указу того же Михаила Романова.
Из этого документа архиерей Дамаскин узнал, что Иван Сусанин был крепостным дворян Шестовых, владеющих вотчинами под Костромой. По-видимому, был он сельским старостой, был известен всем и пользовался уважением.
В документе подробно излагался подвиг крестьянина, спасший жизнь юного царя Михаила.
В 1767 году только что воцарившаяся на русском троне Екатерина II предприняла путешествие по русским землям. Ей, получивший престол ценой преступления и не имеющий на него никаких прав, необходимо было создать имидж «народной» царицы. И «пиар-компания», детально разработанная в правительственных кругах, увенчалась успехом. По всем русским городам царицу принимали с восторгом и благоговением.
А в Костроме архиерей Дамаскин обратился к ней с длинной приветственной речью, где обращался к ней, как к законной представительнице династии Романовых, с которой костромской народ исторически так тесно связан. И в этой речи он рассказал царице историю подвига Ивана Сусанина. Царица не преминула тут же наградить потомков героя и особым указом подтвердить их личную свободу и финансовую независимость. Это было очень важно для ее имиджа настоящей русской царицы.
Так пошел гулять по страницам истории этот сюжет. И в разные годы под разным углом и с разными акцентами.
Если в Екатерининскую эпоху подвиг был важен как спасительный для династии Романовых, к которым Екатерина упорно причисляла и себя, то в начале 19 века появился другой оттенок. В географическом справочнике под авторском А.М.Щекатова подвиг костромского крестьянина представлен как доказательство любви и преданности русского народа своей власти, держащейся на крепостном праве. Это было время нарождающихся демократических преобразований России, так и не свершившихся. Это было время размышлений и нескончаемых дебатов: нужна ли русскому крестьянину свобода. Ведь он и так счастлив и благодарен своим хозяевам.
1812 год принес России новый взгляд на русское крестьянство, воевавшее в одном строю с профессиональными войсками. И здесь подвиг Ивана Сусанина, пересказанный в вольной форме историком и публицистом, славянофилом Сергеем Глинкой, необходим был для утверждения нашего, русского, национального самосознания, противостоящего всему европейскому, эгоистическому, дьявольскому, продажному.
Для декабристов подвиг Ивана Сусанина был идеалом самопожертвования не во имя спасения царя, но во имя спасения России.
Николаевская эпоха вновь сместила акцент на великую любовь народа к самодержавию. И борьба между этими двумя ракурсами продолжалась практически весь девятнадцатый век.
Наконец, давайте вспомним эту историю так, как она излагалась нам в наших советских учебниках.
Имя основоположника династии Михаила Романова вообще исчезло из этого сюжета. Попробуйте вспомнить, куда должен был вывести Сусанин польский отряд. А неизвестно куда! Куда-то, куда хотели поляки. А он не вывел, а обманным путем заманил их в лесную глушь. Где они и погибли, казнив героя. А откуда вообще в таком случае оказалась известной эта история, непонятно! Но ведь это мелочи. Главное, чтобы советские школьники не догадались, что крепостной крестьянин Сусанин спасал своего юного царя.
Здорово! И символично! В наших учебниках! 🙂