Петр III и свобода совести

Петр III: мифы и факты

Петр III вступил на престол в 1862 году в возрасте 34 лет. Много это или мало?

Если взять реалии современного мира, когда главы правительств десятилетиями путем беспрестанной политической борьбы, дорываются наконец до власти, — это, конечно, рано. Для монархического строя, когда на троне можно было посадить и грудного ребенка, — это много. И смотря по тому, как эти 34 года прожить.

Опираясь на воспоминания Екатерины II, историки из поколения в поколения повторяли одно и то же: свою молодость этот позор российского самодержавия провел в постоянных кутежах, диком разврате и армейской шагистике.

А факты упрямо говорят нам о другом. За шесть месяцев своего царствования Петр III  успел сделать для России  не меньше, чем просвещенная государыня Екатерина за тридцать четыре года на русском престоле. И эти первые его шаги говорят о величайшей духовной работе и величайшей ответственности за судьбу вверенного ему отечества.

Манифест о вольности дворянства был первым в истории России шагом по раскрепощению личности. Да, речь шла пока только о дворянах. Но вспомним, ЧТО было поднято пугачевским восстанием, как знамя. Имя Петра III, как освободителя всех людей. Был сделан шаг к свободе, народ уже ждал другого шага – для себя. И впрямую связывал это с именем Петра III.

Россия еще не могла прийти в себя от этого потрясения, все русское дворянство молилось на своего освободителя и даже хотело собрать деньги на памятник из чистого золота. А император уже обговаривал со своими сенаторами новый очень серьезный и сложный шаг – к свободе совести, то есть свободе вероисповедания.

Вопрос этот стоял очень сложно, остро и неоднозначно. С одной стороны Россия уже давно была страной многонациональной. И на ее территории не преследовались ни мусульманство, ни католицизм, ни буддизм в Сибири.

Зато беспощадным было государственное православие к старообрядству. И эта уродливая ситуация, расколовшая народ сто лет назад, в допетровскую эпоху, патриархом Никоном, все продолжалась и продолжалась по инерции.

В конце 17 века их пытали и сжигали по примеру европейской инквизиции. Петр I разрешил старообрядцам жить, но при этом платить значительный выкуп, двойной налог. Новая Россия весьма нуждалась в деньгах, более, чем в послушных священниках. Но это выкупленное разрешение было все же мнимым. Жить разрешалось, а службы отправлять по старому обряду – нет. Это считалось совращением в старообрядческую ересь и каралось все той же смертью. Так и существовало оно полулегально, в Сибири и на русском Севере, подальше от властей.

Конец января 1762 года. Петр III, только что объявивший вольность дворянству, обсуждает с генерал-прокурором А.И.Глебовым свое решение о прекращении преследования старообрядцев и разрешении богослужения.

Это решение требовало тщательной подготовки. Конечно, оно открывало дорогу угнетаемой части населения и должно было залечить ту трещину в русском народе, которую принято называть расколом. Но! Это решение больно ударяло по кошельку государственное православие, которое получало со старообрядцев огромные деньги и по тому же указу Петра I, и в обход этого указа. Православное духовенство на местах прекрасно существовало на взятки со старообрядцев.

Что предлагалось Петром III?

  1. Разрешить старообрядцам, сто лет назад покинувшим русские земли, убежавшим в Европу, больше части в Речь Посполитую, вернуться с миром домой. И никаким образом их не притеснять.  Более того, размещением этих людей должно было заняться государство и предложить им на выбор свободные территории в Сибири, в Барабинской степи и еще несколько далеких провинций.
  2. Предполагалось разрешить старообрядцам использовать в службе старопечатные книги. До сих пор они, как и сто лет назад, должны были отбираться и сжигаться. И русское духовенство получало, как уже было сказано, немалые взятки за то, что закрывало на это глаза.
  3. Петровскими указами 20-х годов 18 века было запрещено старообрядцам сопротивляться православным властям, а так же массово себя сжигать. Любое сопротивление властям каралось в судебном порядке. В основном, ими, как рабами,  пополнялись уральские государственные заводы. Петр III предложил закрыть судебные дела, связанные с этой темой. Отпускать с каторги осужденных старообрядцев он пока не планировал, но и этот шаг был достаточно сильным.

 

А теперь вспомним, что старообрядцы в большом количестве пополнили дальше ряды пугачевского движения. И тоже шли они за именем Петра III, которым назвал себя Пугачев.

Зато эти так и не осуществленные указы, только-только обсуждаемые с сенаторами, восстановили против императора Святейший Синод.

Этим не преминула воспользоваться супруга императора, пока еще не Великая, Екатерина. Врагов у императора прибавилось.

Продолжение цикла:  Экономические преобразования Петра III

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.