Бытие и мышление Парменида Элейского

parmenides-1

Гипотезы о мироздании

Возле маленького итальянского городка Ашеа, который расположен недалеко от Неаполя, сохранились остатки древнего греческого города Элеи, который был в свое время философским центром Древней Греции. Здесь в 6-5 веках до нашей эры возникла философская школа, названная в дальнейшем Элейской.

Сложилась она под влиянием идей Ксенофана, но во многом и отталкивалась от его философских воззрений.

Основателем этой школы считается Парменид Элейский.

Родился он по одним источником около 540 года до нашей эры, по другим — около 515 года, в одной из знатнейших и богатейших семей Элеи. Получил прекрасное для своего времени образование. Был волевым и властным человеком, поэтому и карьера его сложилась прекрасно. По свидетельству источников в своем городе он был одним из правителей, занимался законодательством и был очень уважаем гражданами за ум и высокую нравственность.

Но в истории остался он как глубокий философ, предшественник идей материализма. Его труд — философская поэма «О природе» содержит основные тезисы его философской системы.

В мире существует только бытие, которое не отделимо от мышления. Мыслить и быть — это одно и то же, потому что невозможно мыслить о том, что с бытием не связано.

Бытие вечно, у него нет начала, нет рождения. Так как миг рождения Бытия должен был бы проистекать из Небытия. А Небытия не существует по определению.

По этой же причине Бытие не подвластно смерти, не может быть уничтожено, иначе перешло бы оно в Небытие.

Бытие существует здесь и сейчас. У него нет прошлого и будущего. Оно всегда существует в данное время и в данной точке.

Бытие статично, совершенно и… ограниченно. А все совершенное имеет форму шара. Таково бытие.

Бытие едино. Нескольких бытий быть не может, иначе они были бы разграничены Небытием, которого нет.

По этой же причине оно однородно, ведь будь в нем некие части, то разграничены они были бы опять же Небытием.

А отсюда интересный вывод: движения в мире нет. Ведь движение существует только относительно неподвижного объекта. Если бы Бытие было в движении, пришлось бы признать существование Небытия, относительно которого совершается движение.

Основным критерием истины Парменид считал разум, отвергая ощущения. Ощущения субъективны, они у каждого собственные, им нельзя доверять. Только разум, очищенный от ощущений может прийти к истине.

Продолжение цикла: «Мир гностика Валентина»

Бытие и мышление Парменида Элейского: 3 комментария

  1. Ну вот и мы имеем форму шара. (аура) в зависимости от наших мыслей меняем форму под давлением воздуха извне и шарик меняет форму. И шарики у нас цветов разных. Каждый уникален и неповторим, светится, переливается в зависимости от наших мыслей. Собрали мы все цвета радуги. Но мы цельные, дырки в своей ауре не делаем и цельность не нарушаем и не забываем, что внутри пустота, воздух, тогда взлететь можно выше, но на землю опустимся в дом родной когда придет время. А быть одновременно и в облаках, и на небе участь всех мечтателей, а мечта дает крылья.

  2. Вот он чистейший материализм. Материя статична. Нет движения. Нет развития. Тогда смерть. Духа (бога нет), души тоже. Ее же нельзя потрогать. Многие и сейчас главной считают материю.Однова живем. Твори что хочешь и никакого возмездия не будет. Рая и ада нет. После смерти ничего нет, раз тела нет. Тело главное. Работай на него и в этом смысл существования. Вот она бедность души в чистом виде бездушие.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.