Удивительная цивилизация, исчезнувшая с лица Земли, но оставившая множество замечательных памятников, настоящих сокровищ.
О начале этой цивилизации, уходящей в третье тысячелетие до нашей эры, можно только предполагать и строить гипотезы.
В целом эта цивилизация, включающая целый ряд отдельных культур, получила название Эгейской.
Кто были эти люди, освоившие острова Эгейского моря? Спасались ли они на этих островах от воинственных соседей или от тяжелых климатических условий? Но за тысячу лет создали они уникальную культуру.
Они удачно выбрали место — на перекрестке торговых путей с богатого роскошного Востока в богатый роскошный Египет. Они были прекрасными инженерами, архитекторами, художниками.
Они могли себе позволить посуду и погребальные маски из золота, драгоценный мрамор для облицовки дворцовых помещений! Им было несложно провести во дворцы водопровод и канализацию.
А всего существовала эта цивилизация две тысячи лет, после чего таинственным образом исчезла.
Что такое 2 тысячи лет? Это наша христианская эра! Целый мир, множество человеческих поколений, определенные культурные и нравственные ценности.
В ХV веке до нашей эры эгейская цивилизация пережила страшное извержение вулкана Сантонрин. Разрушили ее буйные племена дорийцев, вторгшихся на эти острова с севера — возродилась заново в виде микенской культуры. Но окончательно смели ее греки-ахейцы. Разрушили и не создали ничего нового. Лишь два века спустя — с полного нуля возникла греческая Эллада.
Удивительно сохранились фрески дворцов на Крите. До сих пор поражают они безукоризненным вкусом, изяществом рисунка, гармоничностью пропорций.
Во что верили они? По-видимому, в природные силы Земли. Недаром священным животным для них была змея.
Наша с вами культура родилась в неприязни к змеям. Почему? Стоит еще подумать об этом.
Для нас змея — олицетворение всего самого злого, беспощадного, ядовитого, лживого. Существо, с которым, как нам представляется, невозможно войти в контакт, настолько оно нам чуждо.
Для критян змея была священным существом и жила о особых комнатах дворца. А ухаживали за ней юные царевны, потому что только девственница могла быть в контакте со змеей. Они чистили и украшали ее помещение, кормили ее молоком.
А в определенные праздничные дни исполняли танец со змеей.
Взгляните на эти статуэтки. Искусные мастера передали разные фигуры этого танца. Целые пучки змей, подобные букетам, в вытянутых вперед руках женщины обратились к ней, и поразительно передана напряженная поза танцовщицы, ее откинувшаяся в страхе назад фигура.
А вот вторая статуэтка. Руки женщины вытянуты вперед, ползут по ним, обвивая туловище.
И третья статуэтка. Руки с зажатыми в кулаках змеями подняты над головой.
Обратите внимание на костюмы. Их логика для нас непонятна.
Мужской костюм критян, даже царский, был очень скромен — набедренная повязка в виде шортиков и головной убор. Действительно, жарко на острове, такой минимальной одежды вполне достаточно.
А вот женский костюм очень сложен. Многослойная юбка колоколом и корсаж с рукавами и совершенно открытой грудью.
Вообще о сакральном значение женской юбки следует говорить особо. По-существу, она представляет собой перевернутую воронку, в которую втягивается энергия из земли в открытые детородные органы женщины. И чем многослойнее и плотнее этот колокол, тем меньше драгоценной земной энергии рассеется впустую.
А открытая грудь женщины — это источник земной энергии, через нее прошедшей, — тот же колокол, воронка, только ориентированная в окружающий мир, предназначенная вскармливать новую жизнь.
Продолжение цикла: Как создавался древнегреческий алфавит?
Привет, Ольга, дорогая! Прошлой осенью мы с мужем так счастливо отдыхали на Крите! Благодарю. Ностальгия.
Света, спасибо тебе за отклик!)))