Невероятно обаятельная женщина и чудесная тонкая актриса Нина Ургант, родоначальница творческой династии шоуменов Ургантов, родилась 4 сентября 1929 года под Ленинградом в городке Луга.
В первые послереволюционные годы из отделившейся Прибалтики шли в Советскую Россию беженцы, надеясь на заработки. Первая мировая война основательно подкосила благосостояние всей Европы, а особенно сложно пришлось маленьким юным государствам, где не было собственной промышленности.
В это время в Лугу пришла эстонская семья Ургантов. Здесь Николай Ургант поступил на военную службу, стал офицером НКВД и встретил девушку Марию. Четверо детей родилось у них, два мальчика и две девочки. Одной из них была Нина Ургант.
Войну с большими тревогами и опасностями пережили они в Даугавпилсе, оккупированном фашистами, прятались от облав в подвале.
Только после освобождения города Нине удалось продолжить обучение в школе. И здесь открылись ее замечательные таланты: она танцевала, играла на гитаре, пела, читала стихи.
А после окончания школы, сразу после войны поступила в театральный институт в Ленинграде. Первые восемь лет своей театральной судьбы играла она в Театре Ленинского комсомола, а с 1962 года в Ленинградском Академическом театре им. Пушкина. Здесь сыграла она лучшие свои роли: Беатриче в комедии Шекспира «Много шума из ничего», Раневскую в «Вишневом саде» А.П.Чехова и многое другое.
Первую свою роль в кино Нина Ургант сыграла сразу после окончания института — красотку Олечку, безуспешно пытающуюся соблазнить под руководством мамы сурового и мужественного главного героя в исполнении Павла Кадочникова. Здесь очень ярко заявило о себе замечательное комедийное дарование Нины Ургант в сочетании с блестящей красотой и грацией. С ювелирной точностью сыграла здесь молодая актриса… пустоту под яркой оболочкой.
Как водится в кино, амплуа блестящей пустышки тотчас повисло на актрисе. Посыпались одна за другой похожие роли второго плана, этаких подружек-хохотушек, чтобы оттенить чрезвычайно положительных главных героев, как в фильме «Осторожно, бабушка!» Но в каждой такой проходной роли Нина Ургант была иной, яркой и уникальной. Великолепно сыграна была ею проститутка в фильме «Шинель», героиня, которой в повести Гоголя и не было по существу. Образ родился из одной попутной фразы и получился невероятно ярким.
Первая роль, где Нина Ургант получила возможность выйти из этого амплуа, пришла на счастье, скоро. Добрая, немного непутевая, ребячливая и несчастная мать мальчика Володи из фильма «Вступление».
Здесь наконец зрители увидели главную тему творчества Нины Ургант. Ее героиня — просто женщина, со всеми своими женскими слабостями и огромным теплом и обаянием. Чудесная улыбка Нины Ургант, лукавая и простодушная, солнечная, примиряет со всеми ошибками и грехами ее героинь.
С этой роли начался новое ее киноамплуа. Она стала «киномамой» на протяжении нескольких десятилетий. И опять оттеняющей главных героев, создающей теплый ласковый фон.
Кажется, единственная главная ее роль в кино — в фильме «Сыновья уходят в бой». Фильме несправедливо забытом. Помним о нем только по песням Владимира Высоцкого. Роль матери сыграна была Ниной Ургант сильно, не только нежная камерность была ей доступна, но подлинная трагедия.
А буквально звездной стала неожиданно маленькая роль бывшей медсестры в фильме «Белорусский вокзал». Спетая ею песня Булата Окуджавы, под которую плачут четверо мужчин, бывших однополчан, стала для многих поколений новым образом войны, не фанфарным, не барабанным, но живым и человечным.
В послеперестроечные годы Нина Ургант продолжала работать и в театре, и в кино. Но новые взгляды на культуру и человеческие ценности уже не могли дать этой замечательной актрисе достойный материал для воплощения.
Продолжение цикла: Сергей Филиппов
Хорошо написано. Написано.