В 1654 году Московская Русь вернула себе наконец город Смоленск, потерянный ровно 250 лет назад. Был этот город под властью литовского князя Витовта, потом в составе Речи Посполитой. Не раз Русь пыталась вернуть себе древний город-крепость. Удавалось это и Василию Шуйскому, и Ивану Грозному, но ненадолго. Русь то теряла город в новых боях, то сами жители переходили на сторону поляков.
Окончательное завоевание и присоединение Смоленска к Москве удалось только Алексею Михайловичу.
Поляки, прежние хозяева Смоленска, частью бросили свои имения и ушли на запад, частью приняли православие и поступили на русскую службу. Это было гораздо выгоднее. За шляхтичами оставляли их владения в Смоленской губернии и их дворянскую родословную.
Одним из таких бывших польских шляхтичей был Викторин Владислав Глинка. Его потомки верой и правдой служили русским царям в российской армии, но особого следа в русской истории 18 века не оставили.
В 1804 году в этой семье родился правнук первого российского Глинки.
Раннее детство Михаила Глинки было совершенно оранжерейным. Властная бабушка по отцу взяла на себя все заботы о ребенке и не разрешала матери вмешиваться в его воспитание. Изнеженный, закормленный, лишенный активного движения мальчик много болел, а снадобья невежественных врачей еще более разрушали его здоровье.
Только после смерти бабушки его мать смогла восстановить здоровье сына. Но мальчик остался замкнутым, погруженным в себя и не без странностей. Какое-то совершенно магическое впечатление оказывала на него музыка.
Неподалеку от села Новоспасского, родины Михаила Глинки, было имение его дяди, большого любителя музыки, содержавшего собственный крепостной оркестр. Мальчик, часто гостивший у дяди, проводил все время с крепостными музыкантами. Вскоре он потребовал себе музыкальные инструменты и научился у своих друзей оркестрантов играть на скрипке и флейте.
В немалое смущение приводил он родителей, когда на званых вечерах вместо того, чтобы чинно сидеть с родителями за столом, забирался на хоры к музыкантам и играл вместе с ними по слуху.
Отметим, маленькому Михаилу Глинке лет семь. Его обучением пока еще не занимались — рано.
Спустя некоторое время было решено готовить его к поступлению в пансион в Петербурге. Поэтому в дом была приглашена гувернантка В.Ф.Кламмер. У нее был немалый опыт подготовки дворянских детей к учебным заведениям, а помимо необходимых предметов, она обучала еще и игре на фортепиано.
Гувернантка осталась довольна своим воспитанником. Он учился очень легко, обладал прекрасной памятью и отлично рисовал. А его способности к музыке просто поражали.
Но вот и 1817 год. Тринадцатилетнего Михаила Глинку привезли в Петербург в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, очень престижное учебное заведение. Преподавал там в то время любимый учитель Пушкина Александр Куницын. А русскую словесность читал ученикам друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Он же был и воспитателем.
Более того, соседом по комнате у Михаила Глинки оказался Левушка Пушкин, который остался его другом на всю жизнь. Вот так пушкинская атмосфера буквально окружала будущего композитора.
Здесь в Петербурге Глинка смог брать уроки музыки у самых известных в России в то время преподавателей музыки К.Цейнера и Д.Филда.
Учился Михаил Глинка прекрасно, закончил курс в 1822 году со второй наградой. Но продолжать обучение в университете, что дало бы ему возможность занятьсо временем должность в государственном учреждении и строить карьеру, он не стал.
Теперь он учил себя сам. Покупал всю нотную классику и современные ему новинки, изучал, осмысливал, перерабатывал для себя. Он стал постоянным участником музыкальных салонов и часто выступал с собственными вариациями на темы классиков. Так он осваивал высокое искусство музыкальной композиции.
Здесь в музыкальных салонах он входит в круг российской культурной элиты. Знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом. Познакомился бы, конечно, и с Пушкиным. Но великий поэт в это время был в ссылке сначала в Одессе, потом в Михайловском.
В 1823 году в жизни Михаила Глинки начинается эпоха путешествий. Тихий и замкнутый, он выбрал для начала самое романтическое место — Кавказ. Та самая вечно горячая точка, куда ссылали всех неблагонадежных офицеров на возможную гибель или, если повезет, на быстрый карьерный рост.
Затем последовал период европейских путешествий. Италия, Франция, Германия. И везде Михаил Глинка изучал музыку: от восточной, кавказской, до элитарной итальянской. Он знакомится с кумирами итальянского искусства В.Беллини и Г.Доницетти.
И уверенно пишет собственные композиции, перерабатывая накопленный в странствиях багаж.
А результатом этого путешествия стал замысел русской исторической оперы.
Эта европейская «стажировка» была прервана в 1834 году известием о смерти отца. Михаил Глинка возвращается в Россию и год спустя женится на своей родственнице Марии Ивановой. Это супружество стало трагедией композитора и по существу сломало его жизнь. Супруги вскоре расстались, но развод в России был достаточно сложной процедурой.
А между тем Михаил Глинка ищет интересный исторический сюжет для воплощения в опере. Василий Андреевич Жуковский предложил ему неизбитый сюжетный ход из сложной драматичной эпохи борьбы с польскими завоевателями под предводительством Лжедмитрия. Причем, главным героем должен был стать не царь, не полководец, а простой крестьянин. Это было неслыханным новшеством.
В 1836 году опера под названием «Жизнь за царя», которая в советское время была переименована в «Ивана Сусанина», была представлена администрации Петербургского Большого театра. Начались мытарства. Дерзость композитора, сочинившего неслыханно простонародную оперу с неслыханно простонародными героями, повергла администрацию в панику. Чтобы снять с себя всякую ответственность, директор императорских театров отдал оперу на суд знаменитому капельмейстеру, кумиру Петербурга К.Кавосу, видимо, в надежде, что капельмейстер не пропустит такое безобразие. Но Катерино Кавос был настоящим музыкантом, профессионалом, и оперу принял с восхищением.
Премьера ее состоялась 9 декабря 1836 года.
Это был тот случай, когда автор наутро просыпается знаменитым. Опера вызвала бурный восторг всего Петербурга. Его чествовали лучшие поэты своего времени. В гостиной Всеволожского был пропет приветственный полушуточный канон, в создании которого участвовал и Пушкин.
А у Михаила Глинки уже зрел новый замысел. Пушкинская тема буквально пронизывала его жизнь. Ему захотелось создать оперу по сказке «Руслан и Людмила», и он мечтал, чтобы сам Пушкин написал ему либретто.
Это несомненно так и было бы! Но спустя месяц Пушкина не стало.
Пришлось писать либретто, дописывать и переписывать пушкинские стихи довольно посредственным поэтам.
И в это время в 1840 году судьба сводит Михаила Глинку с Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн. Любовь их длилась долго, но не суждено было ей стать счастливой. Освободиться от первой скандальной и неверной жены оказалось невозможным.
А беды сыплются. Блестящая опера «Руслан и Людмила», шедевр нашей русской классики, была принята публикой довольно холодно. Возможно, причиной была тут была атмосфера неприязни и замалчивания памяти Пушкина. Немалую роль в дискредитации творения композитора сыграл и талантливый публицист и редкостный подлец Фаддей Булгарин, ненавидевший все, что было связано с памятью Пушкина.
И незаслуженная неприязнь публики, и разрыв с Екатериной Керн заставили Михаила Глинку покинуть Петербург. Некоторое время прожил он в своем имении, потом решил покинуть Россию. Но и это не удалось. В заграничном паспорте композитору было на этот раз отказано по непонятной причине. Уж не козни ли опять мстительного Булгарина?
Задержавшись надолго в Варшаве, Глинка создает там новою для себя и для всей России произведение, которое чуть позже вдохновит и Чайковского, и всех композиторов «Могучей кучки». Это симфоническая фантазия «Камаринская».
В 1851 году Глинка возвращается в Петербург, добросовестно занимается преподавательской деятельностью, готовит к выступлениям лучших певцов и певиц своего времени. Но опять ненадолго. В 1852 году он опять в пути по Европе. Ему хочется добраться до Испании, но сил на такое сложное путешествие не хватает.
Еще несколько лет проходят в путешествиях по Франции и Германии. Опять ненадолго Россия, где Михаил Глинка пишет свои мемуары. И новая поездка в Германию для изучения творчества Баха и Палестрины.
Умер Михаил Глинка в Берлине в 1857 году. Его прах был позже перевезен младшей сестрой композитора в Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.
На деревянном ящике, в котором везли прах великого композитора, была надпись «Фарфор».
Продолжение цикла: Наследница пушкинской музы (Екатерина Керн)